Рабочее движение в Ярославле в последние месяцы явно набирает обороты. На фоне проповедуемой с телеэкранов и страниц официозных СМИ социальной стабильности и глубокого удовлетворения тем, что гарантом её избран верный ученик и соратник старого президента, разрозненные и не слишком многочисленные, но все более настойчивые рабочие выступления начинают приобретать регулярный характер.
Спустя считанные дни после нашумевшей голодовки бывших работников «Холодмаша» и «Ярославского компрессора» их соседи с «Русьхлеба» перехватили эстафету борьбы. Стабильно активен (а в последнее время, в силу обстоятельств, которых мы коснемся ниже, даже больше обычного) и профсоюз на ярославском пивоваренном заводе.
Действительно, проблем у работников пивоварни предостаточно. Так, несмотря на обещания руководства завода, ситуация с распределением коэффициента трудового участия де-факто осталась прежней. Несмотря на то, что благодаря усилиям профсоюза к обсуждению вопроса формально допустили представителей трудового коллектива, на практике решения, как и прежде, принимаются менеджментом.
Или другая проблема (кто-то, может быть, скажет, что это просто неприятная мелочь, но из таких мелочей, как говорится, и состоит жизнь). Недавно работникам предприятия было сообщено о том, что зарплаты они будут получать не как раньше - по карточкам «Сбербанка», а с помощью карт банка «Райффайзен». Разумеется, данный вопрос с рабочими даже не обсуждался, и новость эта, что не удивительно, если учесть, что банкоматов нового банка в городе всего 16, против 160 сбербанковских, не встретила в стане рядовых работников какого бы то ни было энтузиазма.
Проницательный читатель, вероятно, догадывается, какими обстоятельствами нередко сопровождаются такие неожиданные перемены. Мотивы подобных малопонятных и неудобных замен, как правило, весьма далеки от стремлений облагодетельствовать рядовых сотрудников, что, впрочем, совсем не означает отсутствия в них практической ценности для их инициаторов. Вероятно, именно этим и следует объяснить тот факт, что в ответ на абсолютно законный отказ профсоюзных активистов менять старые карты, последовали угрозы задержки зарплат и даже увольнений!
Впрочем, ситуация эта все же эпизодическая. Но есть на предприятии и более серьезные, системные проблемы. По мнению активистов профсоюза, неправильно оплачиваются сверхурочные работы (сумма сверхурочных за истекший год оказалась просто смехотворной). Работникам склада готовой продукции регулярно занижают зарплату просто-напросто не оплачивая такие работы как складирование, перескладирование или просто перемещение продукции. Выходит, что человек по факту работает, выполняя поручения начальства, но поскольку работы эти никак не зафиксированы документально, за них он ничего не получает.
Похожая картина и с работой дальнобойщиков. Помимо тех же проблем со сверхурочными, к которым их принуждают подчас без их согласия и соответствующей оплаты (мол, зарплата у нас и так хорошая, не нравится - увольняйся, место долго пустовать не будет), им не платят командировочные. А в феврале с одним из водителей произошла и вовсе криминальная история. Евгения Беззубова пытались принудить выехать на линию на неисправной машине. На его МАЗе работали только передние тормоза, а у прицепа лопнули рессоры. В тот момент, когда Евгений сообщил о происходящем лидеру профсоюза - Игорю Дёмину, автомобиль уже загружался пивом. Очевидно, что последствия такой халатности могли бы быть весьма плачевными не только для водителя, но и для других участников дорожного движения.
После звонка Игоря директору завода г-ну Тлерухаю, ситуацию вроде как удалось урегулировать. Однако на следующий день машина уже с другим водителем, вызванным по такому случаю на работу в свой законный выходной (водитель Беззубов на таком транспорте ехать отказался) все-таки повезла пиво заказчикам…
А седьмого марта пострадал и сам Дёмин. При разгрузке вагона, он получил серьезную травму колена и разрыв ягодичной мышцы. Причина падения прозаична - лед. Дело в том, что из-за перепадов температур мокрые вагоны замерзают. Средств для их осушения просто не предусмотрено, а потому подобные производственные травмы лишь дело случая.
Вот так из отдельных фрагментов, складывается вполне узнаваемая картина трудовых будней.
Сломанные машины, мелкое (и не только) унижение со стороны начальства, непонятные манипуляции с зарплатными картами, недоплаты, нелепые, но болезненные травмы - думается, все это итак хорошо известно российским трудящимся. Более того, многие даже не представляют себе, что жизнь и труд могут быть иными. Поэтому, тот факт, что все эти эпизоды являются предметом деятельности профсоюза, может быть даже кого-то и удивит. Но удивлять здесь нечему!
В своих материалов мы уже не раз рассказывали о работе первички «Ярпива», неизменно добавляя, что именно такая - повседневная, порой рутинная, но упорная борьба, очень важна для небольшого и молодого профсоюза. Более того, эта черновая работа жизненно необходима для всего российского рабочего класса, по сути лишь недавно начавшего обретать самосознание в окончательно сформировавшейся диспозиции социальных сил отечественного капитализма. Необходима потому, что при всей своей кажущейся прозаичности она, в отличие от бурных и массовых протестов 90-х, является все-таки борьбой наступательной, а не защитной. И только так, а не иначе, исходя из осознания своих стратегических интересов, а не потому, что они прижаты к стенке, добиваясь того, чего у них не было, а не пытаясь спасти, то что у них было, рабочие могут научиться бороться за свое будущее.
|