Из письма предпринимателя Нижегородской области:
Уважаемые господа!
Вновь введенная статья 133.1 Трудового кодекса РФ позволяет субъектам РФ устанавливать свой собственный минимальный размер заработной платы на основе так называемого регионального соглашения. В Нижегородской области такое соглашение недавно принято - это Постановление Правительства Нижегородской области от 27 июля 2007 года 250\315\А-441. В этой юридической оболочке скрыто трехстороннее Соглашение между областными властями, областным объединением профсоюзов и объединением работодателей Нижегородской области. Его содержание поистине революционно для нашего провинциального города.
Дело в том, что в нем только единожды упоминается термин «минимальная заработная плата», о которой, собственно, и печется Трудовой кодекс. Зато пункт 2.3 Соглашения устанавливает понятие «региональный договорной норматив (бюджет развития семьи трудоспособного населения) для работников внебюджетного сектора экономики».
Само происхождение этого сложного термина загадочно, поскольку ни в каких нормативных актах он не упоминается. Кто с кем здесь договаривается, что за зверь такой бюджет развития семьи, каков численный состав этой виртуальной семьи и как вообще власть может что-то велеть чужой для нее внебюджетной сфере, нам выяснить не удалось. Однако нижегородские власти не просто порадовали население словотворчеством - они еще каким-то образом вплоть до рубля исчислили и сам этот «региональный договорной норматив» на 3 года вперед по 30 группам профессий. И снова никому никак не пояснили методику счета и принципы построения образовавшихся цифр в магические ряды.
Итак, в нашей области среднемесячная (уже не минимальная!) зарплата основных рабочих (так в тексте Соглашения) внебюджетной сферы на 2008 год должна составлять 13 356 рублей, и в приложенной таблице она изменяется в зависимости от видов деятельности. К примеру, для рабочих сельского хозяйства она равна 6678 руб., а для рабочих финансовой деятельности, очевидно, гребущих деньги своей позолоченной лопатой, уже 28 983 руб.
Поначалу нам было трудно поверить, что в наше время в не самом забытом Богом регионе можно выпускать такие незаконные и даже антиконституционные директивы, задевающие жизнь сотен тысяч людей. Это было бы даже смешным, если бы не было правдой. Областная налоговая инспекция разослала тысячам предприятий официальное письмо от 25.12.2007 N1142, в котором призывает их добровольно присоединиться к Соглашению и сразу начать выплачивать предписанные им заработные платы. Тем, кто медлит с присоединением, налоговые инспекторы устно, но вполне конкретно обещают внеплановые проверки и прочие близкие им мотивационные меры. Начались приглашения работодателей на специально созданные комиссии, где с ними проводится соответствующая работа.
Если Вам кажется, что я сгустил краски и что-то преувеличил, то ваши корреспонденты всегда могут приехать в наш красивый город, посидеть в кафе (лучше приехать пораньше, пока они еще не закрылись), поговорить как с предпринимателями, так и с авторами этого экзотичного документа. Понятно, что вся эта кампания проводится под модными лозунгами борьбы с «серыми» зарплатами, но нельзя же доводить дело до абсурда. Не знаю, как в Москве, но в Нижнем Новгороде больше половины мелких и средних предприятий сразу же разорятся, если начнут выплачивать такие вот кем-то придуманные зарплаты.
Сами нижегородские чиновники неофициально говорят, что вся эта кампания - плод личной инициативы губернатора Валерия Шанцева, который тяготится своим нынешним статусом ссыльнопоселенца и мечтает вернуться в большую политику, - а для этого ему нужны большие успехи. Такие большие, что наш регион может их и не пережить.
Алексей Жуков, предприниматель
К сожалению, предприниматель Алексей Жуков, приславший нам это письмо по электронной почте, на просьбу выйти на связь для более обстоятельного общения не откликнулся. Что позволило редакции сделать вывод, что «революционное содержание» упомянутого соглашения, видимо, загнало автора послания в самое настоящее контрреволюционное подполье.
Впрочем, на решимости «Власти» разобраться в том, что же происходит в Нижегородской области, это никак не сказалось. Поэтому наши корреспонденты не только посидели в кафе этого красивого города, но и пообщались со сторонниками и противниками вышеописанного документа. И из этих разговоров выяснились весьма интересные подробности, которые позволяют выделить нижегородскую инициативу среди множества других попыток региональных властей улучшить жизнь народа на одной отдельно взятой территории. Поскольку эта инициатива позволяет при должной раскрутке в СМИ не только заметно повысить авторитет региональной власти в глазах подведомственного ей народа, но и резко улучшить статистические показатели, по которым федеральный центр оценивает эффективность работы региональных лидеров. В данном случае - бывшего вице-мэра Москвы Валерия Шанцева, утвержденного главой Нижегородской области в августе 2005 года.
Введения вместо привычного МРОТ нового «регионального договорного норматива» в Нижегородской области не скрывают и даже всячески им гордятся. Как следует из официальных сообщений правительства области, в июле 2007 года были заключены соглашения между региональным правительством, областным объединением организаций профсоюзов и Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей «о взаимодействии в области социально-трудовых отношений». Помимо прочего, эти документы предусматривают, что «в целях повышения уровня зарплаты работающих во внебюджетных отраслях экономики» в области вводится «новый договорной норматив - бюджет развития семьи с учетом территориальных и отраслевых особенностей».
Как пояснило областное правительство, в отличие от прожиточного минимума новый норматив учитывает «дифференцированный уровень потребления работников в зависимости от тяжести и напряженности их труда, а также их иждивенческую нагрузку». Кроме того, он «предусматривает затраты на приобретение товаров длительного пользования, образование, оплату лечения и профилактику здоровья, обеспечение жильем, отвечающим современным стандартам, отдых и т. д.». К соглашению приложен список рекомендуемых средних зарплат с учетом регионального отраслевого коэффициента (см. таблицу).
Здесь необходимо пояснить, почему вообще в Нижегородской области заговорили о введении каких-то особых зарплатных нормативов помимо стандартного минимального размера оплаты труда, установленного сейчас федеральным законом в размере 2300 руб. Дело в том, что весной прошлого года в Трудовом кодексе РФ появилась статья 133.1, согласно которой субъекты РФ получили право устанавливать собственный МРОТ, превышающий федеральный. Повышенный МРОТ должен утверждаться трехсторонним соглашением между администрацией региона, профсоюзами и работодателями и является обязательным для организаций всех форм собственности, кроме структур федерального подчинения.
Правда, работодатели, не желающие присоединяться к указанному соглашению, вправе в течение 30 дней после его официального опубликования направить в администрацию региона свои мотивированные возражения по этому поводу. Но, во-первых, к этому отказу должен быть приложен «протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации», которая, как правило, всячески противится любому сдерживанию роста зарплат. А во-вторых, работодатель, согласно все тому же Трудовому кодексу, может быть вызван на заседание упомянутой трехсторонней комиссии, где будет подвергнут глубокой проработке на предмет недостаточно сознательного отношения к проблеме социальной ответственности бизнеса. И понятно, что пойти на открытую конфронтацию с властью большинство представителей малого и среднего бизнеса (у крупных предприятий проблем с МРОТ обычно не возникает), скорее всего, не рискнут.
Власти Нижегородской области новую норму приняли с энтузиазмом, но решили пойти гораздо дальше. И вместо повышенного МРОТ предложили сразу «минимальную среднюю зарплату». Работодатели должны будут рассчитывать зарплаты своих сотрудников так, чтобы их средний размер соответствовал установленным в соглашении нормативам.
Разумеется, официально это предложение объясняется исключительно заботой о повышении благосостояния нижегородцев. Например, вице-губернатор области по социальной политике Геннадий Суворов на одном из последних совещаний разъяснил, что «внедрение в систему расчета зарплаты показателя бюджета развития семьи» позволяет гражданину не только получить средства на его элементарное выживание, но и «думать о будущем - об образовании своих детей, о здравоохранении, о жилищных накоплениях». А гендиректор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Валерий Цыбанев добавил, что новая схема «позволяет дальновидным бизнесменам привлечь на предприятия молодежь и таким образом устранить кадровый голод, мешающий выполнению производственных задач».
В отделе нижегородского управления Федеральной налоговой службы по работе с налогоплательщиками «Власти» предложили другое, но также вполне понятное объяснение новой инициативы. Как подчеркнули в управлении, «введение региональных нормативов вписывается в нашу политику по борьбе с «серыми» зарплатами». Поэтому хотя сама ФНС соглашение не подписывала, его реализация «идет при ее непосредственном участии».
Заинтересованность налоговиков вполне естественна. Ведь если работодатели при расчете зарплаты станут опираться не на МРОТ, а на новый «региональный норматив», автоматически повысится и налогооблагаемая база предприятий. Потому что 13% подоходного налога от минимальных 2300 руб., которые до сих пор официально получают многие работники, заведомо меньше, чем те же 13% от 13 356 руб., установленных областным соглашением. А стало быть, поощрения за ударный труд по итогам реализации нового соглашения гарантированы не только руководителям региона, добившимся резкого повышения благосостояния земляков, но и скромным работникам налоговой службы, обеспечившим заметный прирост налоговых поступлений в бюджет.
Мнения бизнесменов по поводу изобретения нижегородских властей разошлись.
Председателю правления нижегородского банка «Ассоциация» и руководителю приволжского филиала ассоциации региональных банков «Россия» Михаилу Гапонову инициатива пришлась по душе. «Областные власти рассуждают совершенно правильно. Ничего сверхъестественного в региональном нормативе нет,- заверил он «Власть».- Все добросовестные работодатели и так платят аналогичные зарплаты сотрудникам, ведь в условиях дефицита рабочей силы и жесткой конкуренции с низкими окладами на рынке не выжить. А если работодатель официально платит меньше, значит, доплачивает «серую». Таким, понятно, исполнять соглашение неудобно».
По словам Валерия Цыбанева, идею перерасчета зарплат исходя из «бюджета развития семьи» поддержали лишь около половины предприятий, входящих в областную ассоциацию промышленников и предпринимателей. Но признаться в отрицательном отношении к нововведению рискнули немногие собеседники «Власти», да и те предпочитали высказываться анонимно.
«Я отношусь к этой инициативе властей негативно, как к любому нерыночному инструменту,- заявил «Власти» один из нижегородских промышленников.- Но мы живем не в рыночной стране, а в без пяти минут директивной экономике, поэтому подобные соглашения будут работать. Если ты не будешь соблюдать предписания - тебя вызовут на ковер и в налоговую и покажут, кто в доме хозяин».
«Это добровольно-принудительная мера,- согласен с бизнесменом глава одного из районов Нижегородской области.- Обязать исполнять соглашение невозможно - это не закон, но настоятельно рекомендовать реально. Отказаться от подписания документа руководство предприятия может, но я бы никому не советовал так поступать. Ведь фактически исполнение соглашения курирует налоговая служба, выводами которой и руководствуется трехсторонняя комиссия. Что грозит тем, кто отказывается присоединиться? Общение с губернатором и его замами либо внеплановая налоговая проверка».
Единственным из собеседников «Власти», кто согласился высказать свое недовольство открыто, оказался владелец нижегородского концерна «Термаль» Владимир Буланов. «Я не подписывал это соглашение по двум причинам,- сказал он.- Во-первых, налоговое ведомство и без всяких соглашений может следить за тем, чтобы не было «серых» зарплат. Во-вторых, рынок труда Нижнего Новгорода уже сформирован, у каждого работника есть своя цена, и нецелесообразно спускать в рыночных условиях сверху норматив, сколько платить конструктору или сварщику». Такое принуждение, по мнению Буланова, может привести лишь к тому, что «для видимости исполнения соглашения топ-менеджеры предприятий увеличат себе содержание в десятки раз». В результате средняя зарплата в компании вырастет и будет соответствовать требованиям властей, а «другие сферы деятельности предприятия останутся без дополнительного финансирования».
О возможности обойти «нижегородскую схему» на вполне законных основаниях «Власти» говорили и компетентные представители других регионов. Например, заместитель председателя комитета по бюджету, финансам и налогам свердловской облдумы Асхат Масаев выразил мнение, что исключительно административными мерами соблюдения подобных соглашений добиться невозможно, поскольку зарплаты на частных предприятиях, в отличие от установленного законом МРОТ, не подлежат законодательному регулированию.
«Средняя зарплата - это скорее статистическая, а не правовая категория,- согласен источник «Власти» в правительстве Пермского края, пожелавший остаться неназванным.- Я не представляю, как это можно оформить юридически. В каждой организации есть директор и есть уборщица. И как можно заставить руководителя платить уборщице среднюю зарплату по отрасли, мне непонятно».
Наконец, представитель Минздравсоцразвития Чувашии и вовсе назвал инициативу нижегородских властей популистским пиаром: «Работодатели могут проявить добрую волю и выполнить ее, но могут и не выполнять, сославшись на разного рода объективные и субъективные трудности. Причем такого рода отказ будет основан на законе - и никакими вызовами на ковер и налоговыми проверками таких работодателей не заставишь выполнять рекомендации».
Видимо, поэтому в большинстве субъектов РФ проблему повышения благосостояния граждан пока решают более традиционным способом - через увеличение регионального МРОТ (см. справку). Хотя у нижегородцев все-таки появились последователи. К примеру, в Ульяновской области в ноябре 2007 года также было заключено трехстороннее соглашение, предписывающее довести в течение 2008 года среднемесячную зарплату на каждом предприятии до средней по региону. А к концу 2009 года она должна достичь уровня среднеотраслевой по Приволжскому федеральному округу. По данным властей, из 500 крупных и средних предприятий и более 30 тыс. малых предприятий и индивидуальных предпринимателей региона об отказе присоединиться к соглашению заявили лишь 16. Но после дополнительных переговоров «отказник» остался лишь один - Димитровградский автоагрегатный завод, руководство которого сослалось на то, что подчиняется в этом вопросе исключительно руководству своего холдинга.
Сколько должны получать жители Нижегородской области
|
2008 год |
2009 год |
200 год |
Нижегородская область в целом |
13356 |
14420 |
15525 |
Сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство |
6678 |
7210 |
7763 |
Рыболовство и рыбоводство |
8281 |
8940 |
9626 |
Добыча полезных ископаемых |
11486 |
12401 |
13352 |
Обрабатывающие производства, в том
числе: |
14424 |
15574 |
16767 |
Производство пищевых продуктов |
11887 |
12834 |
13817 |
Текстильное и швейное производство |
8281 |
8940 |
9625 |
Производство кожи, изделий из кожи и
производство обуви |
7250 |
8364 |
9005 |
Обработка древесины и производство
изделий из дерева и пробки, кроме
мебели |
8014 |
8652 |
9315 |
Целлюлозно-бумажное производство;
издательская и полиграфическая
деятельность |
13623 |
14708 |
15836 |
Производство нефтепродуктов |
36462 |
39367 |
42383 |
Химическое производство |
17363 |
18746 |
20183 |
Производство резиновых и пластмассовых
изделий |
14692 |
15862 |
17078 |
Производство прочих неметаллических
минеральных продуктов |
14692 |
15862 |
17078 |
Металлургическое производство и
производство готовых металлических
изделий |
16027 |
17304 |
18630 |
Производство машин и оборудования |
15359 |
16583 |
17854 |
Производство электрических машин и
электрооборудования |
12020 |
12978 |
13973 |
Производство аппаратуры для радио,
телевидения и связи |
12154 |
13122 |
14128 |
Производство изделий медицинской
техники, средств измерений, оптических
приборов и аппаратуры, часов |
13757 |
14853 |
15991 |
Производство транспортных средств и
оборудования |
16027 |
17304 |
18630 |
Производство и распределение
электроэнергии, газа и воды |
14959 |
16150 |
17388 |
Строительство |
11620 |
12545 |
13507 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного
пользования |
10284 |
11103 |
11954 |
Деятельность гостиниц и ресторанов |
9883 |
10671 |
11489 |
Транспорт и связь |
17630 |
19034 |
20493 |
Финансовая деятельность |
28983 |
31291 |
33689 |
Операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг |
16962 |
18313 |
19717 |
Государственное управление и
обеспечение военной безопасности;
обязательное социальное обеспечение |
18298 |
19755 |
21269 |
Предоставление прочих коммунальных,
социальных и персональных услуг |
9750 |
10527 |
11333 |
Как повышают МРОТ в регионах
По данным Федеральной службы по труду и занятости, о намерении установить МРОТ на уровне выше общероссийского заявили 32 субъекта РФ, но реально сделали это пока лишь 13.
В Чувашии с 1 сентября 2007 года минимальная зарплата составляет 3295 руб. В Новосибирской области МРОТ приравнен к прожиточному минимуму и равен 4300 руб. В Краснодарском крае, согласно заключенному недавно трехстороннему соглашению, МРОТ также установлен на уровне прожиточного минимума - 4105 руб. При этом мэр Сочи Виктор Колодяжный пытался поднять минимальную зарплату в городе для внебюджетных предприятий до 16 тыс. руб., но не нашел понимания у депутатов городского собрания.
Зато кемеровским властям, похоже, решение провести удалось: для внебюджетных отраслей минимальная зарплата в области установлена на уровне полутора прожиточных минимумов (5739 руб.). По тому же пути пошла и Волгоградская область: если для бюджетников в регионе действует федеральная ставка МРОТ (2300 руб.), то руководители частных предприятий должны платить своим работникам не менее 1,2 прожиточного минимума (4500 руб.). В Татарии рассмотреть вопрос о доведении МРОТ до прожиточного минимума планируется лишь по итогам первого полугодия 2008 года, а пока минимальная зарплата установлена на уровне 3000 руб.
В регионах Сибири и Дальнего Востока размер МРОТ может существенно различаться даже в пределах одного субъекта РФ. Скажем, если в центральных и южных районах Красноярского края минимальная зарплата с 1 января 2008 года установлена на уровне 3000 руб., то в Эвенкийском муниципальном районе она достигает 4500 руб., а в Норильске и Таймырском муниципальном районе - 4875 руб.
Что касается регионов, где уровень МРОТ не повышался, то у них на это тоже есть свои резоны. К примеру, в правительстве Самарской области, где планы по повышению МРОТ до 3000 руб. пока не реализованы, «Власти» неофициально заявили, что «повышение МРОТ для региона не столь актуально», поскольку область «относится к числу высокоразвитых субъектов РФ», а крупный бизнес и так «выплачивает своим работникам зарплату, значительно превышающую МРОТ». А вот в Томской области в повышении зарплат не заинтересованы прежде всего руководители бюджетных предприятий: регион с этого года является дотационным, поэтому даже федеральный минимум в 2300 руб. многие местные работодатели выплачивают с трудом.
|