В закон «О морских портах» хозяева стивидорных компаний предлагают поправки, которые не позволят докерам бастовать. В качестве примера авторы идеи приводят железнодорожный транспорт.
Генеральный директор ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Сергей Челядин, выступая в Санкт-Петербурге на заседании комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, предложил внести поправки в трудовое законодательство, которые сделали бы обязательной передачу споров с работниками на рассмотрение трудовых арбитражей. Дело в том, что вынесенные этими органами решения являются обязательными для конфликтующих сторон, и, таким образом, забастовки потеряют юридические основания. Сейчас передача спора в трудовой арбитраж возможна только с согласия сторон.
Основание для такого изменения в законе Сергей Челядин видит в том, что тарифы портов регулируются государством. А свобода на забастовки предполагает возможность для работодателя самостоятельно устанавливать цены на свои продукцию и услуги.
Ещё дальше в своём выступлении пошёл Николай Гагарин, член советов директоров ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП) и ОАО «Hоволипецкий металлургический комбинат», который предложил запретить забастовки в портах напрямую, внеся соответствующую поправку в закон.
Напомним, что в России действует законодательный запрет на забастовки работников некоторых отраслей (в том числе врачей, милиционеров и железнодорожников).
Российские докеры довольно часто используют забастовки для отстаивания своих требований к работодателям. Так, осенью 2007 года несколько месяцев бастовали работники стивидорных компаний портов Туапсе и Санкт-Петербург. Однако, по словам президента Российского профсоюза докеров Александра Шепеля, проводившиеся в 2007 году в России забастовки не принесли результатов. «В ходе забастовок в портах Санкт-Петербург и Туапсе, на автомобильных заводах АвтоВАЗа в Тольятти и Ford в Ленинградской области рабочие ничего не добились, – говорит он. – Работодатели шли на некоторые уступки только после возобновления работы».
Подобная ситуация, считает профлидер, характерна для всего мира. Из-за глобализации бизнеса корпорации имеют возможность относительно легко переносить забастовки на отдельных заводах, просто дожидаясь их завершения. «Мы это ощутили на себе. Руководство стивидорных компаний просто игнорирует требования забастовщиков», – отмечает он.
Впрочем, он сомневается, что докерам действительно запретят бастовать. «Я не думаю, что предложения владельцев портов получат поддержку в правительстве, у парламентариев и в обществе», – заявил Александр Шепель. Тем более что в арсенале профсоюзов остаётся так называемая итальянская забастовка, когда работники трудятся, скрупулёзно соблюдая все действующие правила и инструкции. Автор: Арабов Павел
|