Конфликт на Кронштадтском морском заводе угрожает развалом предприятия. Производство полностью парализовано. Руководство ждет суда, а рабочие месяцами не получают зарплату и грозят забастовками. Очередное арбитражное разбирательство назначено на 24 апреля. Но, по мнению гендиректора завода, его нужно перенести: решить проблему может только Владимир Путин, который приедет в Петербург в мае и возглавит специальное заседание судостроительного комплекса страны.
«Спор между владельцами завода приобрел статус политического, и экономическими мерами его уже не решить, - заявил гендиректор ОАО «Кронштадтский морской завод» Марат Аюпов. - Что делать с заводом теперь, может решить только будущий вице-премьер Путин».
В том, что ситуация на заводе действительно сложная, сомневаться не приходится. По словам председателя профсоюза Светланы Шиховой, только за последний месяц с завода уволилось около 100 человек. «Работники не получают денег за вынужденный простой и уходят работать на другие предприятия», - заявила Шихова на заседании, которое было посвящено КМЗ.
«Мы бы и рады платить сотрудникам, но, к сожалению, у нас отняли последний источник дохода, - сокрушенно вздыхает Аюпов, - имущество завода и все оборудование, необходимое для работы, находится под арестом до суда».
Как рассказал господин Аюпов, проблемы у предприятия начались в 2000 году. Тогда КМЗ получил крупный оборонный заказ, но выполнить его не смог. Подвели недобросовестные поставщики. Сроки были сорваны, и завод погряз в долгах. Минобороны, в ведении которого находился завод, «вытаскивать» предприятие из долговой ямы не поспешило. Тогда руководители решили справляться своими силами. Пять лет КМЗ работал достаточно успешно, но сократить сумму долга не смог. В 2005 году, когда кредиторы окончательно «приперли» завод к стенке, решением Арбитражного суда на предприятии был назначен временный управляющий. Специалист по антикризисному управлению Дмитрий Георгиевский придумал для КМЗ простой выход из положения.
«Мы произвели вывод активов, - пояснил Георгиевский. - Из находящегося в состоянии банкротства ФГУП «КМЗ» (долг в настоящий момент составляет 1 миллиард рублей) мы перевели средства и имущество во вновь созданное ОАО «КМЗ». При этом 100% акций нового общества находилось в собственности ФГУПа. ОАО могло работать и получать заказы, постепенно компенсируя долги «материнского» ФГУПа».
Но оптимистичным планам руководителей не суждено было сбыться. Президент Путин подписал указ о создании Объединенной судостроительной корпорации. Завод в приказном порядке включили в организацию. А там уже начали разбираться, кто имеет право распоряжаться собственностью КМЗ. О своих правах на завод заявило Министерство обороны РФ. «Военные не могли смириться с перспективой потерять единственную судоремонтную базу на Балтике, - прокомментировал Аюпов, - но и поддерживать нас они отказались». Вместо того, чтобы помочь вывести завод из кризиса, они подали на руководство предприятия в суд.
«У флота есть долгосрочный план использования КМЗ, - заявлял буквально месяц назад вице-адмирал Владимир Пепеляев, - и мы на 100% загрузим его военными заказами до 2010 года. В этом году мы готовы разместить заказов на 170 млн. рублей». Однако на прошедшем 14 апреля очередном крупном тендере на ремонт военных судов заводу вновь отказали в госзаказе.
«Получается, что в интересах государства – обанкротить завод и продать его имущество с молотка, - иронизирует Аюпов, - мне, как руководителю, остается только сушить сухари». По мнению гендиректора, на предстоящем суде, скорее всего, будет принято решение в пользу истцов из Минобороны. Тогда заводу назначат новое управление. По его сведениям, Минобороны хочет создать в Кронштадте так называемое «казенное» предприятие, зарплата сотрудников которого не будет превышать 4 тысяч рублей в месяц.
Другой вариант – продажа имущества и территории завода с молотка. Благо, имуществом КМЗ не обделен. Предприятие, по словам гендиректора, владеет 70 га земли, только 15 из которых занято производственными площадками. На остальных размещается парк. Руководство завода, кстати, готово было рассматривать различные варианты взаимодействия с инвесторами. «Мы не против, чтобы на нашей территории развивали хорошие проекты, но и заводу тоже нужно развиваться и работать, тем более, что потребность в судоремонтном предприятии остается», - констатирует Аюпов. Однако пока таких предложений к руководству завода не поступало.
|