Увеличением числа забастовок заинтересовалась Общественная палата (ОП) и организовала во вторник, 29 апреля, слушания по теме «Отношения работников и работодателей в современной России: конфликты и пути их разрешения». Председатель комиссии ОП по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению Олег Нетеребский сообщил на слушаниях, что комиссия уже начала готовить документы для внесения поправок в несколько законодательных актов, касающихся соблюдения прав рабочих.
Члены ОП утверждают, что нынешнее законодательство ставит вне закона практически все забастовки. «Законно провести забастовку невозможно: есть моменты, которые обойти нельзя», - заявил Нетеребский. В качестве примера он назвал требование Трудового кодекса к обеим сторонам согласовать и подписать перечень работ, необходимых для того, чтобы предприятие не остановилось полностью. Работодатель обычно расширяет объем работ, а утверждающие этот перечень региональные власти затягивают процесс регистрации соглашения. На практике все это означает, что забастовка будет признана незаконной.
По словам Нетеребского, подобная ситуация сложилась 28 апреля во время забастовки подмосковных железнодорожников. «Необходимо все привести в правовое русло, иначе все споры у нас будут приобретать нецивилизованные формы голодовок и так далее», - подчеркнул он.
Нетеребский заявил, что его палата предложит внести изменения в закон о профсоюзах, Трудовой кодекс и обозначить практику трудового арбитража. «Необходимо вернуться к практике, когда профсоюзы могут представлять в суде интересы рабочих», - уточнил он. Сейчас профсоюзы обычно становятся над схваткой интересов работников и работодателей и могут лишь оказать гражданину посильную материальную помощь. Да и судебные тяжбы работник вынужден вести самостоятельно.
Не в пользу работников играет и статистика забастовок. По словам Нетеребского, цифры Росстата не отражают действительности. Дело в существующем механизме учета протестных акций и настроений, когда о забастовках сообщает сам работодатель, утверждает член ОП. К тому же зачастую работодателю невыгодно выносить сор из избы. Нетеребский сопоставил официальные и профсоюзные данные по количеству трудовых конфликтов за 2007 год. У Росстата указана 1 тысяча участников, у профсоюзов - 470 тысяч. «Так что число конфликтов растет, но они не регистрируются», - подытожил он.
Помимо членов ОП на слушания пришли профсоюзные деятели, участники забастовок и их работодатели. Никто позицию Нетеребского оспаривать не стал, обсуждались частные случаи. Например, бортпроводница Мирнинского авиапредприятия «Профалмаз» Елена Закирова рассказала, что вместе с 60 коллегами добивалась выплаты работодателем (компания АЛРОСА) заработанных денег. Зампред горно-металлургического профсоюза России Алексей Безымянных подчеркнул, что в трудовых отношениях главное - это взаимоответственность, и прокомментировал слова другого участника слушаний, адвоката Анатолия Челинского, о том, что если местные профсоюзы часто не работают, то необходимы альтернативные профсоюзы. «Это очень опасная вещь, - живо возразил ему Безымянных. - Может сложиться ситуация, когда нормальные требования людей альтернативные профсоюзы начнут использовать в своих целях и личных интересах».
|