Российские социологи отмечают эпидемию моббинга в каждой пятой компании страны. Это слово произошло от английского глагола mob, что значит нападать толпой или травить. При этом выживание неугодного коллективу сотрудника не гарантировано, а сам процесс моббинга существенно влияет на экономические показатели компании.
В таких компаниях прибыли могут упасть на 30–50%. Причиной является резкое увеличение текучести кадров и падение производительности труда, объясняемое тем, что сотрудники так заняты личными отношениями, что у них нет времени и сил на деловые. Немецкое объединение профсоюзов подсчитало, что убытки от снижения трудоспособности жертв моббинга достигают 400 и более евро в день.
Причиной моббинга принято считать эмоциональные конфликты в среде сотрудников среднего звена. Ни высший персонал, ни уборщицы не замечены в этом виде офисного времяпрепровождения. Жертва выбирается за то, что она моложе/старше, толще/стройнее или успешнее/несчастнее, чем основной костяк коллектива.
Сценарий травли и распределение ролей всегда одинаковы: жертва, сплетник, скандалист, казначей и критик. 73% жертв моббинга – женщины. Гонителями могут быть и мужчины, и женщины. Участники действуют в соответствии с амплуа. Сплетник создает негативный образ жертвы в коллективе, скандалист устраивает некрасивые выяснения отношения с оскорблениями, критик давит интеллектом, казначей занимается подставами. Жертва перестает нормально спать, начинает неумеренно курить, злоупотреблять алкоголем и принимать антидепрессанты. Считается, что жертвами такого рода офисных войн становятся от 5 до 20% работающего населения страны.
По данным американской исследовательской компании The Workplace Bullying & Trauma Institute (WBTI), моббинг вызывает стресс в 76% случаев, паранойю в 60%, голова болит у 55% опрошенных, чувство отстраненности возникает у 41%, а сомнения, стыд и чувство вины испытывают 38%. Ночные кошмары посещают 49% людей, от бессонницы мучаются 71% , столько же становятся рассеянными. У 35% изменился вес тела. Немецкие психиатры подсчитали, что моббинг является причиной почти 10% самоубийств в стране. В Европе активно открываются клиники, оказывающие специализированную помощь жертвам офисной травли.
Крупные российские предприятия считают, что их спасут от моббинга профессиональные психологи в штате. Рекрутинговые агентства Москвы завалены просьбами срочно найти специалиста «по отношениям», чтобы прекратить этот кошмар.
Европейцы предпочитают оговаривать вероятный моббинг в контрактах при приеме на работу, а в случае реальной офисной травли обращаются в суд. По данным исследовательской компании Management Issues, в Европе обвинения в моббинге составляют почти 10% от всех дел, которые рассматриваются в суде.
Прецедентное право Австрии, Германии и Швейцарии опирается на большое количество примеров, когда моббинг послужил основанием не только для дел в рамках гражданско-трудового законодательства, но и стал причиной уголовных разбирательств.
В России заместитель председателя комитета по труду и социальной политике Госдумы Олег Шеин пояснил, что возможность для судебного разбирательства по такой проблеме существует и опирается на 151-ю статью Гражданского кодекса, где говорится о причинении морального вреда. Выигранных дел по этой статье почти нет. Ведь доказать, что причиной депрессии послужила травля в офисе фактически, невозможно.
|