|
|
|
Уже два года в РАН осуществляется пилотный проект по совершенствованию оплаты труда научных работников, худо-бедно пройдены два этапа, поднявших среднюю заработную плату до 19 тысяч рублей. К сожалению, из-за несовершенства системы распределения стимулирующих надбавок многие, успешно работающие ученые, по-прежнему получают зарплату ниже средней, и растет обида от непонимания их проблем. Так же, как и у инженерного и вспомогательного персонала РАН, заработная плата которого повысилась в этом году лишь незначительно, всего на 14%.
Все эти проблемы постоянно находятся в центре внимания Профсоюза работников РАН. Выступая на Общем собрании РАН 29 мая 2008 года, председатель Совета профсоюза Вячеслав Федорович Вдовин сказал: «Несмотря на оптимистичный вывод отчетного доклада о заметном росте зарплат в РАН, профсоюз не может оценить ситуацию как вполне удовлетворительную. До сих пор не решены проблемы оплаты труда ИТР и специалистов РАН. Конечно, мы надеемся на ОСОТ, которая стартует в начале будущего года, но нашим инженерам надо полгода на что-то жить, Поэтому нас категорически не устраивает обещание академика А.Д. Некипелова, решить проблему «в течение 1-2 или даже 3 лет». Эту проблему необходимо решить уже сейчас!
Да и зарплата научных сотрудников, устремленная в последние три года к заветным 30000 рублей, перестала быть столь привлекательной. Уборщиц в метрополитен уже приглашают на 18 тысяч, что больше оклада, обещанного ВНС`у на третьем этапе пилотного проекта. Стартовые ожидания молодых специалистов в наших столицах начинаются от $1000. Достойный же уровень зарплат, по мнению молодежи, начинается от $2000. Если мы хотим вернуть молодежь в науку, то должны ставить именно эти ориентиры. Повторю тезис, высказанный в этом зале год назад: нужно ставить планку зарплат в РАН, как минимум, учитывая условия российского рынка труда, а в принципе – вровень с оплатой труда ученых в мире».
В.Ф. Вдовин в очередной раз обратил также внимание академиков и членов Правительства РФ на столь же острую проблему аспирантских стипендий. «Сегодня она составляет 1500 рублей и не соответствует ни прожиточному минимуму, - отметил В.Вдовин,- ни зарплатам стартовых научных ставок, в окрестностях которых и должна быть стипендия аспиранта (МНСа или лаборанта-исследователя). Здесь мы отстаем даже от коллег по бывшему СССР: на Украине стипендия аспиранта ~$240, в Белоруссии ~$220 (при этом каждый белорусский аспирант имеет еще $2500 в год на командировки)».
В России почему-то аспирантов держат в черном теле, полагаясь, очевидно, на то, что чем больше трудностей, тем больше закаляется характер…Но это для нашей науки непродуктивный подход.
На данном этапе не совсем ясно, как отчитаются институты по сокращению кадров, которое должно сопровождать рост зарплаты. И это может сыграть с той самой зарплатой злую шутку: если администрация НИИ не отчитается, не получит во втором полугодии и средств в размере 60% от базового фонда оплаты труда для выплаты надбавок своим сотрудникам. А о старте 3-го этапа пилотного проекта по совершенствованию оплаты труда в РАН с 1-го июля уже объявлено. Так что проблемы множатся, а ведь, по идее, должны «рассасываться». Научных работников у нас и так мало по сравнению с другими промышленными странами мира, и профсоюз настаивает на том, что сокращения в научной сфере больше не нужны.
Профсоюз одобрил намерение Правительства ускоренно решать для молодых научных сотрудников жилищную проблему, сделать резкий скачок в обновлении приборной базы. Но, нельзя останавливаться на полпути: вокруг новых жилищных комплексов на территории РАН нужна современная социальная инфраструктура, нужна поддержка сотрудникам с невысокой заработной платой для полноценного проведения отпуска. Автор: Горн Роза
|