|
|
|
На днях председатель Профсоюза работников автотранспорта Виктор Мохначев заявил о том, что 10 сентября профсоюз проведет общероссийскую акцию. Предмет - рост цен на топливо. Решение совершенно правильное. Но остается несколько вопросов. Причем как относящихся непосредственно к предстоящей акции, так и, что называется, «межотраслевых».
Мы регулярно отслеживаем различные отраслевые, региональные, локальные (в рамках предприятий) конфликты. И, оценивая степень напряженности в сфере автоперевозок, можно сказать, что за последние два месяца в десятке регионов состоялись эпизодические акции перевозчиков, посвященные именно бензиновым ценам. Основную роль в них играли «маршрутчики». Не секрет, что в огромном количестве областных центров именно маршрутки (при полуразваленном или полностью разваленном муниципальном транспорте) играют основную роль в доставке горожан «с места на место». Но там есть определенная «загогулина». Смысл конфликта понятен: цены на бензин растут, соответственно, растет себестоимость перевозок, а цены на стоимость перевозок сдерживаются местной властью. И вот, оценивая эти процессы, мы столкнулись со следующей ситуацией.
В большинстве этих конфликтов региональные структуры профсоюза автотранспортников не очень активно (на тот момент) пытались повлиять на власть. Почему? Основной ответ: «маршрутчики» - это обычно мелкие предприниматели, которые в профсоюзе не состоят, а добиться их объединения - крайне сложно. На мой взгляд, не очень убедительно. Конечно, добиться «профсоюзизации» мелких предприятий сложнее, нежели придти на предприятие-гигант, возглавляемое социально чутким директором, и - с его поддержкой - всех залучить в профсоюз. Но, с другой стороны, именно в кризисных ситуациях и проявляется интерес работников к профсоюзному объединению. Что, кстати, неоднократно подтверждалось во время конфликтов в других отраслях. И не использовать такие ситуации как-то странно.
Следующий момент. Сегодня власть отреагировала на рост цен на топливо только в секторе авиакеросина. Попыток справиться с бензиновыми ценами по сути нет. Можно предположить, что продолжающийся рост цен вызовет и рост стихийных акций в новых и новых регионах. И в связи с этим мне сложно ответить на вопрос: а почему акция запланирована на 10 сентября? Почему не конец июля или август? К сентябрю волнообразные бензиновые бунты, скорее всего, уже заставят реагировать правительство более активно. Что тогда останется на долю профсоюза? Собрать лавры, делая заявления в стилистике «именно наши заявления заставили» и т.д.? Можно было бы понять, если масштаб организационных усилий был бы настолько сложен. Но уже состоявшиеся региональные акции (например, в Красноярске) показывают: когда народ видит реальные проблемы, его не нужно «волочить на акцию» - он выйдет сам. Так что ж упускать такой момент?..
Мне кажется, что в данном случае коллеги из профсоюза автотранспортников руководствовались определенным стереотипом. Этот стереотип гласит, что летом работников очень сложно «раскрутить» на участие в профсоюзных акциях: кто на даче, кто в отпуске, кто на огороде. Представляется, что эта формула уже не работает. Точнее, работает в отношении тех акций, которые являются надуманными и которые не отражают - простите за пафос - насущных проблем работников. А там, где для объяснения повода для митинга требуется не пять страниц постановлений, а два предложения, - там с явкой проблем не будет.
Между прочим, предстоящая осенью общероссийская акция «За достойный труд», как мне кажется, нуждается в большей «привязке к земле». То, что эта кампания является частью мировой кампании профсоюзов, - аргумент для профсоюзных активистов. Причем для тех, кто интересуется международными событиями. В этом смысле 11 требований, сформулированных к предстоящей акции, достаточно академично разработаны. Но не знаю как вы, а я регулярно хожу в продуктовые магазины. И то, что в этом году происходит с ростом цен на продукты питания, - это полный и абсолютный беспредел. Точно такой же, как и рост цен на бензин. На электроэнергию и квартплату. Да, состоявшийся исполком ФНПР принял заявление по этому поводу. Совершенно правильное в смысле формулировок. А вообще-то можно было бы как раз по этому поводу - и не в сентябре или октябре, а уже сейчас - побузить. В рамках закона, естественно. А что там в сентябре будет - кто его знает. Еще дожить надо... Автор: Шершуков Александр
|