Последнее заявление симптоматично, поскольку в Кремле не скрывают намерения подвергнуть ротации многих глав регионов. В Администрации президента сообщили, что 16 губернаторов могут сменить в этом и 10 - в будущем году. В числе кандидатов на почетную отставку называют таких «старожилов», как Юрий Лужков, Егор Строев, Эдуард Россель, Николай Максюта, Муртаза Рахимов и Минтимер Шаймиев. Когда готовится уход людей, которые за многие годы будто вросли во власть, впору задуматься о том, кто придет им на смену.
Дмитрий Медведев предложил меры по ликвидации «кадрового голода» в стране. В духе начатой им борьбы с коррупцией он заявил о необходимости покончить с практикой, когда решения о замещении государственных должностей «принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или, что наиболее отвратительно, за деньги, то есть должности продаются». Далее президент отметил низкий уровень кадровой ротации, что «сказывается на судьбе дела, которое поручено, отсюда колоссальные убытки, огромные коррупционные риски». Он выступил за повышение мобильности чиновников, то есть за их переход из регионов в центр и наоборот, а также за их перемещение из одного региона в другой.
Дмитрий Медведев заявил о необходимости создания общенациональной системы резерва управленческих кадров, что потребует хорошо налаженного поиска специалистов и подготовки открытой базы данных для всей страны. По его словам, кадровый резерв чиновников не должен повторять номенклатуру советских времен, хотя «ничего нового за 15 лет не создано». Помочь государству в отборе лучших специалистов для госслужбы могут гражданское общество, экспертное сообщество, профсоюзы. Большим подспорьем является бизнес, который мог бы поделиться с государством своими кадрами. Однако по уровню зарплаты госслужба всегда отстает от бизнеса, поэтому нужно менять как мотивацию чиновников, так и зарплату и условия их труда. Медведев также заявил и о создании президентской квоты управленческих кадров, куда войдут менеджеры высокого уровня, причем предупредил: «Личные профессиональные достижения этих людей я буду оценивать сам». Он сказал о чиновниках будущего: «Это конкретные люди, которые хотят заниматься своим делом, обладающие знаниями, целеустремленностью и волей».
Эксперты расходятся во мнениях, что будет, если президентская инициатива обретет «плоть и кровь». По мнению главы Центра изучения элиты РАН Ольги Крыштановской, целью нового кадрового резерва станет «изменение баланса от лояльности к профессионализму». Вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин считает, что образцом для Медведева станет «германская и австро-венгерская модель 20-х годов прошлого века, когда чиновников проверяли на прочность через службу в провинции». А вице-спикер Госдумы от «Единой России» Любовь Слиска полагает, что это - возвращение к прежней системе продвижения людей по кадровым ступеням, поскольку «раньше такой резерв назывался «номенклатурой». Этот разброд в оценках вряд ли был бы возможен, если бы слова президента не порождали вопросы.
Прежде всего, неясно, кто будет отбирать и поставлять профессионалов. Если чиновники, то не станут ли они выдвигать лишь тех, кто скроен «по их образу и подобию»? Если бизнесмены, то зачем им отдавать во властные структуры лучших менеджеров, когда у них есть возможность послать туда своих лоббистов? О гражданских организациях, экспертном сообществе и профсоюзах наши власти вообще вспоминают в основном тогда, когда им нужно получить одобрение своих действий. Нет никаких гарантий, что мы получим улучшение госаппарата, если кадровый резерв будет формироваться из молодых карьеристов с дипломами западных бизнес-школ и факультетов права. Эти люди уже привыкли считать себя государством в государстве и судить о людях исключительно по личному успеху. И, конечно, когда президент говорит о недопустимости продвижения наверх «по знакомству, по принципу личной преданности», трудно забыть о том, кому и чему он обязан своей нынешней должностью.
|