|
|
Учитель музыки Юрий Скворчевский проголосовал за забастовку из солидарности |
|
Намеченная на сегодня предупредительная забастовка учителей Звериноголовской средней школы перенесена на 9 сентября. Педагоги требуют прекратить эксперимент по введению отраслевой системы оплаты труда и вернуть 14-процентную надбавку к зарплате, введенную правительством России с 1 февраля.
Прыгнуть выше планки
Двадцать восемь из 43 педагогов Звериноголовской школы, участвовавших в собрании трудового коллектива, высказались за акцию протеста в ходе тайного голосования.
Звериноголовская - одна из 40 школ Зауралья, где 1 сентября стартовал пилотный проект по переходу на новую систему оплаты труда. Педагогам будут платить не только за количество уроков, но и за качество обучения. Прежней уравниловки в зарплате уже не будет. Зарплата учителей вырастет на 10 процентов и будет состоять из базовой и стимулирующей частей в пропорции 86 и 14 процентов. Стимулирующий фонд будет распределяться в зависимости от успехов каждого работника по представлению администрации школы и по согласованию с профкомом.
Об участии в эксперименте звериноголовские учителя узнали в мае. Но тогда вникать в детали нововведения было некогда: на носу были выпускные экзамены и ЕГЭ. А сейчас педагоги опасаются, что из-за эксперимента потеряют от 1000 до 2500 рублей.
- Нас обкрадывают, - говорит учитель русского языка и литературы Лидия Рябкова. - Денег на эксперимент недостаточно, а проводить его надо. Вот и латают тришкин кафтан: у кого-то отберут, кому-то добавят.
- Я теряю почти 2500 рублей, - сетует учитель физкультуры Ольга Комиссарова. - Администрация школы объясняет это тем, что у меня нет высшего профессионального образования. Значит, десять с лишним лет меня ценили как педагога и платили соответственно, а теперь я оказалась недостойна получать наравне со всеми?
Ольга Комиссарова - учитель первой категории. В этом году она поступила заочно в Курганский госуниверситет, но это, по ее словам, не дает права получать прежнюю зарплату. В главном управлении образования, правда, обещают компенсировать разницу между старой и новой зарплатой за счет областного бюджета в течение года, то есть до введения эксперимента в штатный режим. А что дальше? «А дальше, говорят, уже ваши проблемы», - пояснила Ольга Комиссарова. Чтобы учитель физкультуры получил дополнительные выплаты, его ученики должны добиваться высоких спортивных результатов.
Ноты солидарности
Учитель пения Юрий Скворчевский в душе категорически против забастовки. Во-первых, считает он, это плохо отразится на учебе. Во-вторых, подобными действиями, на его взгляд, педагоги ничего не добьются, а только настроят против себя администрацию школы и районного отдела образования. В-третьих, все равно рано или поздно их принудят к переходу на новую систему оплаты труда.
У Юрия Скворчевского среднее специальное педагогическое образование, он работает в школе 33 года. Обучает ребят игре на баяне, руководит фольклорной группой и казачьим ансамблем. Коллективы не раз становились лауреатами областных, межрегиональных и российских фестивалей народного творчества.
- У меня поначалу тоже много забрали, около тысячи рублей, - говорит музыкант, - но потом выяснилось, что в общую ведомость не включили кружковую работу. Теперь все нормализовалось. Если я и потеряю, то немного. Мне говорят, что потерю легко можно восстановить за счет стимулирующих выплат, если, конечно, мои ребята будут успешно выступать на фестивалях и конкурсах…
Тем не менее, Юрий Скворчевский проголосовал за забастовку – «из чувства солидарности». А вот учитель математики Маргарита Кравченко хоть и недосчиталась в зарплате около 200 рублей, решила проводить уроки.
- Не хочу, чтобы пострадали дети, - пояснила учительница. - Если зима будет холодная, мы много пропустим из-за карантина. Нужно искать другие формы решения своих проблем, только не крайние.
Арифметика конфликта
Главный инициатор акции протеста - профсоюз школы.
- Наша школа не готова перейти на новую систему оплаты труда, - говорит председатель профкома, учитель истории Владимир Кочеулов. - Система до конца не отработана, до сих пор нет внятных условий стимулирования. Мы требуем эксперимент в этом году отменить и присоединиться к нему через год вместе с другими школами области, тем более что мы не были о нем заранее уведомлены.
В Курганской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ позицию своего коллеги не разделяют и забастовку не поддерживают.
- Я не вижу причины конфликта, - пояснила исполняющая обязанности председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Елена Охапкина. - Ведь просто-напросто мы выполняем федеральный закон, который все школы будут обязаны исполнять.
По мнению Елены Охапкиной, администрация школы и районный отдел образования не разъяснили людям суть нововведений, не консультировали их по спорным вопросам. Хотя о переходе на новую систему оплаты говорится не один год.
Тяжело переживает происходящее в учебном заведении директор школы Анна Головачева. Проблем у нее и без того хватает. Школа не готова к зиме. Котельная разобрана. Старые котлы демонтировали, новые никак не подвезут. А тут еще надо тушить забастовочный пожар.
- Единственное, в чем я абсолютно согласна с коллективом, так это в том, что нас поздно проинформировали об участии в эксперименте, - говорит Анна Головачева. - И мнения нашего при этом никто не спрашивал. Если бы чуть-чуть пораньше сообщили, мы успели бы обсудить и снять все острые вопросы. А постановление правительства Курганской области вышло только 13 мая. Все лето с финансистами мы пересчитывали зарплаты нашим работникам.
Комментарий
Сергей Пан, первый заместитель начальника главного управления образования Курганской области:
- Председатель профкома школы Кочеулов лукавит, что коллектив не был предупрежден о предстоящих с 1 сентября изменениях в системе оплаты труда. В июне каждый работник школы был об этом предупрежден под роспись. Другое дело, что администрация школы и муниципальный орган управления образованием Звериноголовского района поздно - только 28 августа - довели до каждого работника школы расчет заработной платы с 1 сентября в соответствии с новой отраслевой системой оплаты труда. Но опять-таки в соответствии с этими расчетами зарплата уменьшится только у двух педагогов: один учитель не имеет никакого профессионального образования, в графе «образование» у него значится «общее среднее», другой подпадает под сокращение штатов (сокращается полставки завуча).
Зарплата объективно не может снизиться, так как фонд оплаты труда с 1 сентября увеличен на 10 процентов, и именно настолько увеличится средняя зарплата работников школы. Некоторые педагоги болезненно воспринимают новую систему, поскольку часть зарплаты теперь будет зависеть от качества и результатов работы, то есть кто-то может получать из стимулирующего фонда мизер, а кто-то - солидную прибавку. И будоражат ситуацию как раз те, кто не уверен в своих достижениях.
Мы понимаем, что введение новой отраслевой системы оплаты труда - непростой вопрос. В предложенной методике возможны изъяны. В ближайшее время будет проведен повторный мониторинг по всем 40 школам, участвующим в эксперименте, и, если появятся общие «неприятные» тенденции в зарплате, будут внесены изменения. В одном у нас нет сомнений: зарплата должна зависеть от качества и результативности труда каждого отдельного работника. Автор: Пичурина Валентина
|