|
|
|
Рабочие лесозаготовочного предприятия ООО «Февральлес» (ПГТ Февральск Селемджинского р-на Амурской обл.) 29 сентября объявили голодовку. Причиной акции стал протест против действий нового собственника предприятия, гражданина Китая. В результате политики работодателя зарплата лесозаготовителей снизилась более чем в два раза, и из 360 российских работников на предприятии остались только 36. Места уволившихся заняли китайские работники. Обо всем этом рассказал председатель профкома ООО «Февральлес» Сергей СУЛИМ.
ВНЕ ЗАКОНА
Лесозаготовочное предприятие «Февральлес» является градообразующим, другой работы для жителей поселка Февральск фактически нет. До 2007 года предприятие занимало третье место по лесозаготовкам в Амурской области. На делянках работали 360 человек. Зарплату получали без положенных северных надбавок, 12 тысяч рублей. Это, конечно, нарушение, но лесорубы особо не обижались: на жизнь как-то хватало.
- Отсутствие северных надбавок компенсировалось человеческим отношением со стороны руководства, - поясняет председатель профкома предприятия Сергей Сулим. - Например, наш исполнительный директор Станислав Красиков и премии выписывал, и отгулы давал. Одним словом, все было по-человечески.
Все резко изменилось, когда у предприятия сменился собственник: в ноябре 2007 года «Февральлес» выкупило китайское государство. По словам Сулима, китайцы взяли на 49 лет в аренду половину лесов Селемджинского района Амурской области и образовали пять лесозаготовительных баз, где работают только граждане КНР. Со сменой собственника и у февральских лесорубов начались большие неприятности. Для начала без объяснения причин им урезали зарплату на 2000 рублей. Лесорубы пытались разобраться. Бесполезно - генеральный директор Сунь Юнтай не считает нужным отчитываться перед ними в своих действиях. Как видно, российское законодательство для него не существует. Только работники предприятия не захотели терпеть произвол.
- В апреле 2008 года мы создали профсоюзную организацию, - рассказывает Сергей Алексеевич. - Как положено, поехали в Благовещенск, зарегистрировались. Ребята меня избрали председателем. Только китайская администрация предприятия все равно упорно не желала признавать существование профкома. Надо было вмешаться прокуратуре, чтобы нас, наконец, в начале сентября признали.
Нелегко пришлось начинать свою деятельность профсоюзной организации. Гендиректор Сунь Юнтай позволял себе не только урезать зарплату работникам. В мае 2008 года по инициативе председателя профкома были составлены жалобы в районную прокуратуру и госинспекцию по труду с просьбой проверить деятельность компании. Прокурорская проверка установила явные факты нарушения российского трудового законодательства.
Так, на предприятии отсутствует положение об оплате труда. В зарплату не включаются надбавки, связанные с работой в особых климатических условиях. Расчетные листки на руки не выдаются. Отсутствует коллективный договор. График отпусков не составлен, отпускные не выплачиваются. Перерывы на обед не предусмотрены. За работу, связанную с вредными и опасными условиями, оплата не повышается. Ни с кем из работников трудовые договоры не заключены, людей допускают к исполнению их профессиональных обязанностей без оформления трудовых отношений и даже не ознакомляют с приказами о приеме на работу.
Прокуратура оценила действия работодателя «Февральлеса» как «нарушение конституционных прав на вознаграждение за труд, что ведет к дестабилизации обстановки в обществе путем создания очагов социального напряжения». Сунь Юнтаю выписали предписание об устранении нарушений трудового законодательства в пятидневный срок. В начале июня гендиректор направил в прокуратуру сообщение: дескать, на предприятии все недостатки устранены. Направить-то направил, только, как оказалось, ничего он не изменил. Для работников все осталось по-прежнему. В августе проверка, проведенная госинспекцией по труду, это подтвердила. Снова пришлось вмешаться прокуратуре. При повторной проверке прокуратура опять убедилась, что трудовое законодательство нарушается. Теперь Сунь Юнтаю направили предостережение о недопустимости нарушения российского законодательства. Да только поможет ли?
НАШЕСТВИЕ
Политика работодателя в «Февральлесе» привела к тому, что в мае работники стали активно увольняться: из 360 на предприятии остались только 36 человек. А что еще делать людям, если средняя зарплата упала до 5700 рублей? По словам Сергея Сулима, только за коммунальные услуги в поселке надо заплатить 6500 рублей в месяц - и где их теперь взять?
- Нам сейчас хоть домой не ходи, - с горечью отмечает Сергей Алексеевич. - Потому что скоро судебные приставы будут нас выселять из квартир за долги. Как жить, не знаем... Мы тут в рабов превратились, уже ни на что не имеем права. Китайское руководство даже работать не дает: с февраля в лесу лежит 20 тысяч кубов лесозаготовок, а нам их вывезти не разрешают, они так и гниют. Почему? Никто объяснять не желает. Никаких документов нам не показывают. Мы хотели мирно сгладить ситуацию, сесть за стол переговоров. Но Сунь Юнтай этого не хочет.
В чем же причина столь негативного поведения работодателя? По мнению председателя профкома, такие условия работодатель создает специально, чтобы местное население увольнялось. Сулим рассказал, что вообще в лесах Селемджинского района сейчас работают в основном китайцы. Работодатели выделяют для них лучшие делянки. Российским же гражданам достаются только дальние, неудобные для работы участки, с некачественной древесиной. Жители района недовольны, но сделать ничего не могут.
Настало время потесниться и российским лесорубам «Февральлеса». Как рассказывает Сулим, еще в апреле руководство компании направило в Федеральную миграционную службу заявку на привлечение иностранной рабочей силы из Китая. В заявке отмечалось, что на предприятии работают... всего 60 человек, поэтому, дескать, нужны дополнительные руки. И это в то время, когда местные работники еще даже и не думали об увольнении. ФМС дала компании разрешение на трудоустройство 250 граждан Китая. А в России китайцам работать выгодно, говорит Сулим: платить им, конечно, будут меньше, чем местным, порядка 2000 рублей в месяц, только накопив 5000 рублей, они могут у себя на родине оплатить коммунальные услуги за полгода...
«ТРЕБУЕМ УВАЖЕНИЯ К ЗАКОНАМ РФ!»
Итак, на предприятии зарплату урезают, договоров не заключают, трудовое законодательство откровенно нарушают. Даже постановления прокуратуры работодателю не указ. Такого произвола лесорубы больше терпеть не могли. 3 сентября по решению профкома они объявили забастовку. К сожалению, безуспешно.
- Главное для нас - чтобы с каждым заключили трудовой договор. И чтобы средняя зарплата была 21 - 22 тысячи рублей. В конце концов, это заложено в нашем трехстороннем соглашении. Пусть уважают российские законы! Это наши основные требования, - говорит Сергей Алексеевич. - Как Сунь Юнтай узнал про нашу акцию, сразу прислал к нам своих представителей. Они пообещали все исправить. Мы и поверили. Оказалось - напрасно. Ничего сделано не было.
Попытались мужики обратиться к губернатору Амурской области Николаю Колесову, написали в начале сентября письмо. Да только ответ так и не приходит. Если и своя власть не помогает, то на кого еще надеяться лесорубу? В отчаянии рабочие решились на крайнюю меру - голодовку. Профком наметил начало акции протеста на 29 сентября: 25 человек соберутся на территории лесозаготовительной базы и откажутся от приема пищи. Об этом председатель профкома направил уведомления президенту РФ Дмитрию Медведеву, в администрацию президента РФ, Госдуму, Совет Федерации, уполномоченному по правам человека при президенте РФ Владимиру Лукину, генеральному прокурору РФ Юрию Чайке. В уведомлении, в частности, говорится, что «работники объявляют голодовку, так как китайские работодатели превратили нас, граждан РФ, в рабов. На требования прокуратуры не реагируют. Местные власти никаких решений не принимают. Если власти не примут решение, рабочие сами наведут порядок, так как еще живут на российской земле».
- А что нам еще остается делать? - с болью спрашивает Сергей Сулим. - У нас нет другого выхода. Только голодовать. Властям наши проблемы, как видно, до лампочки. Так что нам без разницы, как помирать. Вот и будем сидеть, пока не решится наш вопрос. Все согласились безоговорочно. С собой голодать не берем только больных работников и беременных женщин. Почему с нами так обращаются? Почему законная власть не может нам помочь? Или не хочет? В поселке уже давно ходят разговоры, что все чиновники куплены. У людей настроение - хоть за оружие берись...
ПОД РУЖЬЕ
Как в воду глядел председатель профкома. Не успела еще начаться акция протеста, как народ заволновался: 25 сентября на базу предприятия приехала первая партия китайских рабочих - 50 человек. Лесорубы как их увидели, так сразу схватились за палки и дреколья. Всерьез настроились бить пришлых работников и гнать их с территории базы. Пришлось администрации милицию вызывать. Прибывшие милиционеры как могли успокоили народ. Физическую силу применять не пришлось.
Но оказалось, что «спокойствие» было недолгим. К тому же в тот день еще и получка была. Как сказал Сергей Сулим, «опять вся урезанная-перерезанная». Таким образом, вечером мужики с горя напились и снова пошли разбираться с китайцами. В результате милиционеры задержали двоих. Только в этот раз дело дракой не закончилось, 26 сентября милиции снова прибавилось работы. Ближе к ночи двое китайских рабочих вышли из общежития в сортир, да только воспользоваться им не успели. Неожиданно распахнулась дверь, и они увидели направленные на них ружья. Неизвестные силой вытащили их наружу и положили на землю. Испуганные жертвы ни слова не могли сказать по-русски, и мужики их вскоре отпустили. Но и это еще не все. Стоило еще раз китайцам выйти на крыльцо общежития, как из темноты раздались выстрелы... Председатель профкома поехал на место происшествия.
- Жертв нет, - сообщает с места событий Сергей Сулим. - Китайцы сейчас через переводчика дают показания милиции. Наверное, мужики решили пока их только попугать. Шуганули из ружья и ушли через забор... Ищи-свищи теперь... Я, конечно, понимаю, что такие поступки говорят не в нашу пользу. Но поймите правильно - этого и следовало ожидать. Народ просто довели! Ведь у людей отнимают работу, недоплачивают зарплату. Ясно как день, что добром это не кончится... Боюсь, что это происшествие - только начало...
А ВЛАСТИ ЧТО?
Российские граждане, жители Февральска, фактически остались без работы. Но была ли у предприятия необходимость нанимать иностранную рабочую силу? Как работодателю удалось получить квоту? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы связались с заместителем начальника Управления ФМС по Амурской области Олегом Быбиным. По его словам, областная ФМС не занимается вопросами формирования квоты:
- Квоту за счет заявок работодателя формирует Межведомственная комиссия по привлечению иностранной рабочей силы при правительстве Амурской области. Они ее формируют, согласовывают с центром занятости, а потом мы осуществляем техническую часть: формируем пакет документов, которые нам представляет работодатель. Мы занимаемся оформлением иностранных граждан и проверкой законности их пребывания на территории РФ. Так что давать оценку действий работодателя мы не вправе.
По совету Олега Быбина мы связались с подразделением межведомственной комиссии - Управлением экономических связей Амурской области. По мнению заместителя начальника отдела межрегиональных связей, иностранной рабочей силы и туризма Валентины Пикаловой, действия работодателя в «Февральлесе» были обоснованны и правомерны. Только заинтересованной стороной в получении квоты она называет не Сунь Юнтая, а... Станислава Красикова.
- Необходимость нанимать иностранную рабочую силу, конечно, была, - считает Валентина Пикалова. - У предприятия расширялись объемы работ по лесозаготовке, и были нужны дополнительные рабочие руки. Все было экономически обосновано. Господин Красиков подал такую заявку в апреле 2007 года. На тот момент переуступки собственности еще не было, и мы имели отношения с российским работодателем. Он наряду с российскими гражданами привлекал и иностранную рабочую силу.
Проверок мы на предприятии не проводили. Где написано в правилах, что должна быть такая проверка? Мы все правила соблюдаем. Он получил квоту на 2008 год. Теперь будет квота до сентября 2009 года. Межведомственная комиссия решила пойти ему навстречу.
Сам Станислав Красиков мнения Валентины Пикаловой не разделяет:
- Никакой необходимости набирать сюда китайскую рабочую силу не было. Просто китайский работодатель посчитал, что российским рабочим много платят, китайская рабочая сила дешевле. Поэтому он срезал нашим рабочим зарплату, и они стали увольняться. Кто конкретно занимался заявкой на квоту, сказать не могу. Я таких заявок не мог делать, потому что с таким трудом создавал работоспособный коллектив «Февральлеса». На предприятии работали прекрасные специалисты. А теперь люди ушли, и производство разрушено. Рабочие вынуждены голодать, чтобы отстоять свое достоинство. Ситуация критическая, ее может спасти только торжество законности.
Как уже говорилось, прокуратура и госинспекция по труду неоднократно убеждались в злостном нарушении российского трудового законодательства гендиректором «Февральлеса» Сунь Юнтаем. 25 сентября при повторной проверке предприятия трудовой инспектор Виталий Дорожко обнаружил 17 нарушений трудового законодательства. Такое отношение к закону не должно остаться безнаказанным, и в настоящее время прокуратура вместе с госинспекцией по труду готовят документы в суд.
- Господин Сунь Юнтай долго вводил прокуратуру в заблуждение, - говорит заместитель прокурора Селемджинского района Матвей Мягков. - Еще в июне его люди прислали нам сфальсифицированные документы, говорящие о том, что на предприятии якобы существует положение об оплате труда и есть колдоговор. Были представлены ложные списки работников, с которыми будто бы заключен трудовой договор. В сентябре мы убедились, что все это неправда. Такие вещи предусматривают дисквалификацию работодателя. Думаю, будущий руководитель предприятия станет осторожнее. Мы будем контролировать соблюдение законов, и новый директор поймет, что за неисполнение законов можно лишиться директорского кресла.
Не разделяет оптимистичного мнения заместителя прокурора государственный инспектор по труду Виталий Дорожко:
- Нарушения на предприятии просто вопиющие. Они говорят о том, что не хочет работодатель принимать нормы нашего трудового законодательства. Он и китайцев нанимает, потому что они дешевле. Они готовы работать сутками за гроши, и будут работать. В итоге страдают наши граждане. В результате политики Сунь Юнтая у людей назревают антикитайские настроения. А это чревато трагическими последствиями. Мы, конечно, представим все протоколы в суд, который должен принять решение о дисквалификации данного работодателя. Только где гарантия, что новый руководитель не будет заниматься тем же самым? Инспекция по труду, как и прокуратура, ограничена федеральными законами. Мы можем в рамках полномочий оштрафовать, подать в суд. Прокуратура еще может возбудить уголовное дело. Но это все, что мы, исполнители закона, можем. А людям нужно не это - им надо семьи кормить. Для этого надо, чтобы нормы законодательства не нарушались. Поэтому, чтобы реально помочь голодающим, необходимо вмешательство органов исполнительной власти.
ГОЛОДОВКА НАЧАЛАСЬ
Утром 29 сентября работники «Февральлеса» пришли на территорию базы предприятия, расположились в электроцехе и объявили голодовку. Как рассказал Сергей Сулим, на акцию протеста решили выйти все 36 человек. Пришли даже больные гриппом, только надели маски, чтобы не заражать товарищей. Среди голодающих находится и беременная женщина.
- Мы уговаривали ее пойти домой, но она отказалась, - говорит Сергей Алексеевич. - Говорит: мне все равно, где с голоду помирать, с нами или дома. Но я на всякий случай предупредил и ребят, и врачей, чтобы были начеку.
К голодающим прибыли глава администрации Селемджинского района Сергей Мельничук, заместитель прокурора района Матвей Мягков и государственный инспектор по труду Виталий Дорожко. Они пытались уговорить участников акции не спешить идти на крайнюю меру. Только отчаявшиеся работники не согласились. Звонок губернатора области Николая Колесова тоже не исправил положения: люди больше никому не верят. К тому же оказалось, что работодателю не страшны никакие представители власти.
- Звонил губернатор и уговаривал меня отменить голодовку, - рассказывает Сергей Алексеевич. - Обещал прилететь в пятницу и решить наши проблемы. Даже квоту обещал отменить. Я ответил, что здесь ни прокуратура, ни трудовая инспекция ничего не смогли сделать. Выразил сомнение в том, что он сможет справиться. Тогда губернатор поставил условие, что все уладит только в том случае, если мы прекратим акцию протеста. Я, конечно, отказался. Еще не известно, приедет ли он к нам. А Сунь Юнтай по-прежнему с нами разговаривать не хочет. Ему по громкой связи звонил Станислав Красиков и сообщил, что мы голодаем и что к нам приезжает губернатор. Но Сунь Юнтай ответил, что и с губернатором договорится, - это слышали все присутствовавшие члены районной администрации. Нет, мы будем голодать до конца. Не уйдем, пока у нас не установятся нормы трудового законодательства. Мы не против китайцев и готовы с ними работать. Но мы против того, что они не уважают наши Конституцию и Трудовой кодекс.
Участники голодовки чувствуют себя пока нормально. Смотрят новости по телевизору. Надеются, что о них узнает вся Москва. По словам Матвея Мягкова, за голодающими ведется тщательное наблюдение: больница и наряд скорой помощи контролируют их состояние. Автор: Лозован Дмитрий
|