|
|
|
Сегодня истекает две недели с того дня, как Московская межрегиональная транспортная прокуратура провела масштабные проверки работы авиакомпании «Аэрофлот». Мы решили выяснить, в какой мере устранены выявленные надзорным ведомством у перевозчика нарушения. В частности, по результатам той ревизии было установлено, что пилоты компании превышают полетное время, которое регламентировано нормами трудового законодательства. По данным прокуратуры, ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» считает закон, ограничивающий полетное время 80 часами в месяц, устаревшим. А эти нормы в целом – не соответствующими европейским стандартам. Эксперты же отмечают, что авиаперевозчики вынуждены нарушать установленный распорядок из-за существенного дефицита квалифицированных летчиков.
В период с 15 сентября по 15 октября этого года Московская межрегиональная транспортная прокуратура проводила проверку ряда российских авиакомпаний. В ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» выявили множество нарушений законодательства о труде. «Не выполнялись требования Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, – разъяснил старший помощник прокурора по связям со СМИ Валерий Обликанов. – В трудовых договорах работников были незаконно установлены положения о превышении продолжительности полетного времени». По закону показатель полетного времени не может превышать 80 часов в месяц и 800 часов в год. В «Аэрофлоте» же было выявлено превышение полетного времени на 5–10%.
Впрочем, представители авиаперевозчика заявляют, что эти нормы закона уже устарели. «Эти показатели установлены вопреки выводам научных исследований и обращениям авиакомпаний и Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта в Минтранс, – аргументировала позицию компании-перевозчика начальник пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг. – Обращения в Минтранс касались пересмотра этих норм с учетом условий полетов на современных самолетах и международной практики. В европейских авиакомпаниях полетные нормы варьируются от 90 до 120 часов в месяц. К тому же нарушения полетного времени выявлены лишь у пяти пилотов из 1388, работающих у нас».
«Лично я не могу пожаловаться на недосып, – рассказал один из командиров экипажа Boeing компании «Аэрофлот». – В правилах компании четко прописано, сколько времени экипаж должен отдыхать между полетами. Если пилоты летают на дальние расстояния, например из Москвы в Нью-Йорк, то на восстановление после рейса им дается от двух до семи суток. Экипажам, работающим на коротких маршрутах – по России и в пределах Европы, – на отдых отводится не меньше 12 часов. В случае, если экипаж выработал норму – свыше 80 часов в месяц и 800 часов в год, – центральный компьютер компании автоматически освобождает его от дальнейших полетов». Впрочем, на деле не только у таких крупных перевозчиков, как «Аэрофлот», случаются нарушения – более мелкие компании превышают полетные нормативы гораздо чаще. «Среди тех компаний, которые нарушают показатели полетного времени, дочерние компании «Аэрофлота» – «Норд», «Дон» и «Карго», – уверенно заявил президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук. «О случаях переработки я неоднократно слышал от пилотов дочерних и мелких компаний», – вторит ему пилот «Аэрофлота», согласившийся пообщаться.
«Причинами падений лайнеров все чаще становится целый комплекс недочетов, – выразил свое мнение адвокат, представляющий интересы жертв авиакатастроф, Игорь Трунов. – И если к неисправностям самолета добавить усталость пилотов, то вероятность крушения возрастает в несколько раз». «Основная причина, по которой российские авиакомпании увеличивают полетное время для пилотов, – острая нехватка квалифицированных кадров», – добавляет Мирослав Бойчук.
В мысли о том, что в стране явный недостаток опытных летчиков, сходятся все эксперты. «Мне известны случаи, когда пилоты покупали себе медицинские справки, чтобы быть допущенными к полетам, и руководство авиакомпаний знает об этом и закрывает на эти факты глаза, – рассказал Игорь Трунов. – Причин тому несколько – нехватка кадров и маленькие пенсии летчиков». «Нищенская пенсия в пять тысяч рублей заставляет пилотов работать не до 50 лет, а до 60, – утверждает эксперт по безопасности полетов. – Поэтому штурвал оказывается в руках у человека с ослабленной реакцией. К тому же некоторые летчики сами идут на переработку, ведь за один внеплановый полет доплачивают около 20 тысяч рублей». «В 1991 году на самолетах летали 64 миллиона пассажиров в год, в 2000 – 20 миллионов, – приводит весьма красноречивые цифры г-н Бойчук. – Именно в этот период многие пилоты остались без работы. Если в ближайшее время не будут созданы механизмы решения этой проблемы, последствия будут ужасными». «Единственное решение проблемы – усиление контроля над работой авиаперевозчиков, – считает эксперт по безопасности полетов. – Необходимо увеличить штрафы и прочие рычаги воздействия». Автор: Маврина Любовь
|