|
|
|
Более трех тысяч человек участвовали в митинге, проведенном 8 ноября профкомом Пикалевского глиноземного завода. К столь массовой акции протеста в 23-тысячном Пикалеве привело массовое же сокращение персонала на одном из градообразующих предприятий, а также различные социальные и экономические неурядицы на двух других. Если ситуация не улучшится, город ожидают безработица, рост преступности и в итоге запустение... В день митинга мы побывали в Пикалеве и пообщались со всеми сторонами конфликта.
И СТАР, И МЛАД
На митинг в Пикалеве 8 ноября явились, по разным оценкам, от 3,5 до 5 тысяч человек. Масштаб акции протеста удивляет, ведь это примерно пятая часть населения города. Люди, несмотря на холодную погоду, вышли на главную площадь Пикалева потому, что не хотят, чтобы их город опустел. А ведь именно так может произойти, если три градообразующих предприятия: филиал ОАО «СУАЛ» «Пикалевский глиноземный завод» (ПГЗ), ЗАО «Пикалевский цемент» и ЗАО «Метахим» - вновь не станут единым целым или хотя бы не начнут нормально взаимодействовать друг с другом.
В митинге участвовали представители, пожалуй, всех возрастных групп населения города. От 90-летних старцев до самых маленьких пикалевцев, привезенных родителями в колясках. Практически у каждого в Пикалеве кто-нибудь из родственников работает на перечисленных предприятиях. Особенно трогательно смотрелись уже явные пенсионеры, пришедшие, видимо, «поболеть» за судьбу внуков, и молодые семейные пары с маленькими детьми, обеспокоенные ситуацией в городе.
Их беспокойство неудивительно, ведь с ЗАО «Пикалевский цемент» (холдинга ОАО «Евроцемент груп») увольняют одним махом почти 800 человек. Недалеки от того же и два других предприятия: содо-поташное производство ЗАО «Метахим» и филиал СУАЛа, в данный момент продающийся компании «БазэлЦемент». Особо отмечу, что столь значительные увольнения не есть следствие мирового финансового кризиса. Тот лишь довершает начатое собственниками предприятий, не договорившимися друг с другом о поставках сырья.
МОНОПОЛИЯ НА... ОТХОДЫ
И ладно бы дело касалось нефти или драгметаллов - так нет же! Речь идет об отходах предприятий, которые им, по сути, и девать-то некуда, кроме как просто в землю. Причем ровно три года назад в Пикалеве проводилась столь же крупная акция протеста и по такому же поводу. Тогда цену на отходы своего производства задрало ОАО «Апатит», поставляющее на ПГЗ нефелин, который перерабатывается в глинозем - основное сырье для алюминиевой промышленности. И работники, и работодатели всех трех предприятий выступили тогда единым фронтом и после долгих переговоров нашли-таки приемлемую цену на сырье для ПГЗ. Люди вздохнули с облегчением. И ошиблись.
На этот раз обязательства не выполняет уже руководство ПГЗ. Дело в том, что как ПГЗ «питается» отходами «Апатита», так и содо-поташное производство «Метахима» и «Пикалевского цемента» полностью зависят от поставок отходов производства глинозема. Пока до 2004 года все три предприятия были единым целым, уникальным безотходным предприятием - ОАО «Пикалевское объединение «Глинозем» - делить отходы не приходилось. Все жили в согласии, и всем всего хватало. Но «Глинозем» приобрела Сибирско-Уральская алюминиевая компания, которой прочие его части, кроме ПГЗ, были не нужны. Предприятие «разрезали» на три части, и две из них были проданы. Возможно, изначально существовали какие-то договоренности о бесперебойных поставках сырья, но со сменой владельцев они, видимо, утратили силу или просто забылись.
ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ
Окончательный разлад в отношениях между ПГЗ и его «братьями» наступил в этом году, когда СУАЛ решил продать ПГЗ компании «БазэлЦемент». Как это бывает, одни уверены, что уже продали, а вторые еще не поняли, что купили. А потому возникла неразбериха, кто именно должен закупать нефелин для ПГЗ у «Апатита». В итоге этим не озаботился никто. Сейчас из шести печей переработки на заводе работает лишь одна, да и то на 15%. Работники же, как сказал один из участников митинга, вручную, лопатами доскребают нефелин из бочек - лишь бы печь не потухла. Помимо этого «БазэлЦемент» почему-то решил, что шесть печей для переработки сырья в глинозем - излишество, потому-де три надо пустить на переработку отходов (нефелинового шлама) в цемент. А о «Пикалевском цементе», с которым заключен договор на поставку нефелинового шлама, никто и не подумал.
Руководство «Пикалевского цемента» решило: раз так - пора приобретать полную независимость от ПГЗ и переходить на традиционное сырье. Придется переоборудовать производство, на что, правда, уйдут миллиарды рублей и год работы. Деньги-то у работодателя найдутся. Но вот работники завода на этот год нужны не будут, и администрация решила уволить 780 человек. А люди за время, пока предприятием владело ОАО «Евроцемент груп», только-только начали привыкать к нормальной жизни...
Владимир Кадетский, предпрофкома «Пикалевского цемента», рассказал, что к «Евроцемент груп» завод перешел в 2005 году. Предыдущие собственники завода выкачивали из него цемент, не вкладывая ни копейки. С приходом же последних хозяев на завод поступило новое оборудование, средняя зарплата поднялась с 9 до 19 тысяч, завод заработал стабильно.
После прекращения поставок нефелинового шлама остановили сырьевой цех и цех обжига. 200 человек вывели на простой, на 2/3 зарплаты. А дальше в связи с кризисом упали выпуск цемента и цена на него. На 2/3 зарплаты стали выводить и людей из других цехов. Так в простое оказалось более пятисот человек.
- Сейчас работают только 300 человек из 900, - говорит Кадетский. - Пенсионерам предложили уволиться, пообещав дополнительные выплаты в рамках гарантийного договора и в зависимости от стажа: кому два средних оклада, кому три, а самым заслуженным и четыре. Ушли более ста человек. С сентября выданы уведомления на сокращение 780 рабочих мест, а рабочие места - это живые люди. 28 ноября они работают последний день. Работать здесь негде, у всех семьи, взяты кредиты, люди не понимают, как жить дальше. Руководство говорит, что через год сделают реконструкцию, перейдем на классический способ. Директор предприятия сказал, что после реконструкции завода в первую очередь будем принимать людей, которые уже работали у нас. Но на что жить людям этот год?..
ВЛАСТЬ И РАБОТОДАТЕЛИ
Глава городского округа Пикалево Сергей Вебер охотно обозначил точку зрения властей города на ситуацию с тремя предприятиями:
- ПГЗ, «Метахим» и «Пикалевский цемент» - три градообразующих предприятия. Производство, бывшее до 2004 года единым циклом, разделено на три предприятия у трех собственников. И это самые значимые для города предприятия, где работает основная масса населения. А налоги - НДФЛ, на имущество, земельный - формируют основную часть бюджета города...
По словам главы города, временное закрытие «Пикалевского цемента» - серьезный удар для городского бюджета, но власти надо в первую очередь думать о трудоустройстве людей:
- Мы уже обратились в соседние города, и представители нескольких предприятий заявили, что готовы пригласить к себе часть работников «Пикалевского цемента». Из 780 человек они готовы были принять около 220. Но кризис мог кое-что изменить.
Вебер думает, что губернатор Ленинградской области не оставляет без внимания пикалевскую ситуацию - обещал средства на трудоустройство увольняемых в самом Пикалеве. Но работа будет не по специальности - благоустройство территорий, ремонт дорог, строительство. По сведениям главы города, сокращений на двух других предприятиях и их закрытия пока не ожидается:
- На встрече у губернатора 6 ноября были заверения о том, что глиноземная площадка будет работать нормально, планы по реконструкции будут выполнены. Сейчас руководитель предприятия ждет поставок нефелина. Он заверил губернатора, что уже в ближайшее время заработают три печи.
Сергей Вебер считает, что было бы удобнее, если бы предприятия вновь стали одним, но время прошло. А за собственников решения никто принимать не может.
Митинг же глава Пикалева не поддерживает:
- Любой митинг - это призыв к чему-то. Или есть конкретное решение - или конкретный протест. А в данной ситуации определенности нет, ведутся переговоры. Возможно, митинг городу пока не нужен.
Получилось встретиться и с гендиректором ЗАО «Пикалевский цемент» Андреем Земцовым и узнать его мнение о ситуации.
- Из-за того, что с ПГЗ прекратилась поставка нефелинового шлама, с 1 августа наше предприятие было остановлено полностью, - констатировал печальный факт гендиректор.
По словам Земцова, идет реконструкция основного производства. Заключен контракт на поставку спецоборудования с датской фирмой - ведущим в мире производителем оборудования для цементной промышленности. Но реконструкция - это не только строительство нового сырьевого отделения для классического производства цемента, но и создание собственной сырьевой базы и инфраструктуры, чтобы никоим образом не зависеть от ПГЗ. Оценка затрат на реконструкцию и строительство - порядка 3 млрд рублей, сроки же завершения работы - сентябрь 2009 года.
- Вопрос с сокращением сложен для руководства предприятия и, наверное, во много крат сложнее для самих работников, - говорит Земцов. - Я могу сказать лишь, что увольнения мы проводим согласно Трудовому кодексу РФ. Предупредили работников о том, что к завершению реконструкции мы вновь будем их искать и предлагать вернуться на предприятие - это мы гарантируем. Совместно с центром трудовой занятости мы пытаемся временно их трудоустроить на предприятиях нашего города, Тихвина и соседних городов Бокситогорского района.
Генеральный директор «Пикалевского цемента» сказал, что администрация предприятия еще в марте этого года, когда начались проблемы с поставками сырья, обращалась к властям Ленобласти с просьбой обратить внимание на происходящее. Реакции от властей не последовало. Второй раз руководство предприятия попыталось привлечь внимание губернатора в августе, когда поставки прекратились, но и тогда обладминистрация не заинтересовалась происходящим. Реконструкция предприятия понадобилась бы, по мнению его главы, все равно, однако если бы поток сырья не прекратился, возможно, для работников она прошла бы незаметно. К воссоединению же предприятий Андрей Земцов относится довольно скептически:
- Этот вопрос сейчас здесь очень популярен, но я не вижу схемы восстановления существовавшего раньше производства. Есть три собственника, и у каждого свои планы. Я считаю, что это может произойти, но лишь при определенных условиях.
А вот Геннадий Соболев, гендиректор филиала «Пикалевский глиноземный завод» ОАО «СУАЛ», как-либо прокомментировать ситуацию отказался.
- Обращайтесь к тем, кто митинг организовывает, а у меня комментариев нет, - сказал он в телефонном разговоре непосредственно в день мероприятия. Жаль, что у Соболева не нашлось нескольких слов, ведь он мог бы, наверное, рассказать, почему прекратились поставки нефелинового шлама, от которого зависят рабочие места сотен пикалевцев.
МИТИНГ В РАЗГАРЕ
Первое слово на митинге досталось его главному организатору и идейной вдохновительнице Светлане Антроповой, председателю профорганизации «ПГЗ-СУАЛ». Она отметила, что до 2004 года все было хорошо, и назвала деление ОАО «Пикалевское объединение «Глинозем» на три предприятия преступлением. И указала, что создавшаяся ситуация грозит развалом ПГЗ и полной его остановкой, а также остановкой всего, что с ним связано. Угроза же дальнейших сокращений рабочих мест на всех трех предприятиях ставит на грань катастрофы жизнь 23-тысячного города.
Выступил на митинге и председатель Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимир Дербин:
- Сегодня нами руководят не «красные директора», а волки с клыками. Если среди присутствующих есть охотники, они должны знать, что нужно делать с волками! И не нужно сопли распускать! Нужно объединяться! Если мы научимся защищать не только себя, но и соседа - мы победим. Я считаю, что если в течение двух недель тема не разрешится, нужно понуждать государство российское изъять у собственников эти заводы, объединить их вместе и передать социально ответственному работодателю, который наведет порядок - как социальный, так и экономический.
Поговорил я и с непосредственными участниками акции протеста:
- Мы протестуем против того, что правительство хулиганит, - сказала мне участвующая в митинге Валентина Матинкина, 77 лет. - Заводы закрывают, людей сокращают! Даже молодых. А ведь у них семьи!
- Я отдал заводу 42 года! Раньше все нормально было, зарплату платили хоть и небольшую, но стабильную. На жизнь, в общем, хватало. А теперь не знаем, что с детьми будет и где внукам работать... - чуть ли не со слезами говорит Виктор Золин.
- Мы хотим работать, а нам и этого не дают! Если завод закроют, мы останемся без денег и вообще без всего, - объясняет уборщица производственных помещений «Пикалевского цемента», пожелавшая остаться неизвестной. - Пять лет отработала, а теперь вот с 28 ноября сокращают...
Постановили на митинге следующее: обратиться от имени участников митинга к председателю правительства Владимиру Путину с просьбой дать оценку действиям акционеров, побудить к необходимой активности властные структуры, осудить безответственные действия акционеров ООО «БазэлЦемент» и объединенной компании «Русал» (куда входит СУАЛ), которые привели к остановке базовых мощностей на всех ведущих предприятиях города и к созданию невиданной в Пикалеве безработицы. От акционеров трех предприятий участники митинга требуют незамедлительно определить условия взаимоотношений, позволяющих в кратчайшие сроки возобновить производство и отменить ранее принятые решения о массовых сокращениях. А губернатору области Валерию Сердюкову и руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву участники митинга предложили принять все меры по немедленному возобновлению работы предприятий Пикалева.
При необходимости же митинг пообещали повторить еще раз, продумав более эффективные и острые формы привлечения внимания сильных мира сего.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Последний комментарий я взял у таксиста, глубокой ночью везшего меня к поезду.
- Да я и сам работник «Пикалевского цемента», - ответил он на вопрос, не работает ли кто из родственников на одном из предприятий. - Два месяца назад получил уведомление о сокращении с 28 ноября, а пока сижу на 2/3... Очень жаль, что с предприятием такое творится. Только начали жить нормально, зарплату хорошую получать - и на тебе! Пока вот таксистом устроился, но это временно. Просто решил подождать несколько месяцев, может, на заводе что изменится и вновь понадобятся рабочие руки. А если нет, работу постараюсь в Пикалеве найти. Уехать не могу - жена у меня здесь и маленький ребенок. Хорошо бы было, если б все три предприятия вновь работали вместе...
Пока непонятно, насколько подобное воссоединение реально. Все же на данный момент три части целого принадлежат разным хозяевам, а чтобы они сложили этот пазл - договорились между собой, - необходимо вмешательство власти, причем уже не уровня города или области, а уровня страны. Уж больно крупные «зубры» промышленности владеют частями бывшего глиноземного комбината... Автор: Кляшторин Александр
|