По данным последнего доклада Международной организации труда (МОТ), только в октябре в мире потеряли работу 20 млн человек. В России официальная статистика занятости пока достаточно спокойна, однако, по данным Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), 4 тыс. предприятий и организаций России уже заявили о намерении сократить в декабре 2008-го – январе 2009 года около 200 тыс. человек.
Реальная ситуация на рынке труда намного драматичнее. Часть российского бизнеса в силу правового нигилизма сознательно идет на нарушение закона и скрытно сокращает персонал, используя разнообразные методы давления на работников. Эти нарушения имеют достаточно массовый характер, о них упоминалось даже в ходе недавнего общения с гражданами премьера Владимира Путина, однако они не учитываются в официальной статистике сокращений.
Осознания масштабов угрозы и действенных инструментов по ее нейтрализации не хватает ни власти, ни бизнесу. Существует реальная опасность: имеющиеся институты управления занятостью настолько неразвиты, что могут не справиться со своими задачами в условиях дестабилизации рынка труда. В результате к экономическому кризису может добавиться еще и социальный.
Конец стабильности
По данным проведенного в ноябре 2008 года PricewaterhouseCoopers опроса, 94% компаний, реагируя на ухудшение экономической ситуации на рынках, уже провели или планируют снижение расходов на персонал. При этом 48% опрошенных компаний рассматривают сокращение как необходимую меру оптимизации численности персонала, из них более половины уже частично сократили штат в период с сентября по ноябрь 2008 года. Министерство здравоохранения и социального развития РФ отметило начавшийся с ноября рост безработицы.
«Пока о масштабе последствий еще трудно говорить, увольнения носят точечный характер, хотя их количество постоянно растет», – заявляет руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер. По его мнению, в первую очередь пойдет под сокращение избыточный офисный персонал. Особая опасность грозит небольшим городам, сосредоточенным вокруг одного или двух крупных градообразующих предприятий. Для них массовое сокращение или остановка производства равносильны социальной катастрофе.
Отвечая на вопрос жителя одного из таких городов, Владимир Путин сформулировал основные направления действий властей: «Первое – мы существенным образом повышаем пособие по безработице – до 4,9 тыс. рублей в месяц. Второе – муниципальные и региональные власти уже в ближайшие дни должны начать осуществлять целый комплекс мероприятий по спасению рабочих мест либо по переквалификации работников с направлением трудовых ресурсов туда, где они востребованы».
Однако власти, в том числе и в Санкт-Петербурге, надеются, что массовых увольнений и безработицы удастся избежать, и пока не готовы к преодолению вероятных проблем.
Нас мониторят
По данным Комитета по занятости населения, по состоянию на 30 ноября 2008 года в Санкт-Петербурге зарегистрировано 11,2 тыс. безработных. За ноябрь их число увеличилось всего на 300 человек. За последнюю неделю ноября о предстоящем высвобождении 38 работников сообщил только один работодатель.
Поэтому председатель петербургского Комитета по занятости населения Павел Панкратов настроен достаточно благодушно. Он соглашается, что массовые увольнения потребуют внимания и реакции служб занятости, однако, по его словам, никакой трагедии нет: «В таких случаях у нас есть определенная технология работы: об увольнении работодатель должен сообщить в службу занятости за три месяца, и у нас есть время для детального изучения вопроса на конкретном предприятии и решения всех возникающих проблем. Как показывает практика, люди очень быстро трудоустраиваются и адаптируются к новым условиям. На учет в качестве безработных становятся единицы».
В начале декабря на церемонии подписания трехстороннего соглашения между правительством Петербурга, региональным объединением профсоюзов и Союзом промышленников и предпринимателей города на 2008-2010 годы губернатор Валентина Матвиенко заявила: «Правительство Петербурга постоянно отслеживает состояние рынка труда. Проводится еженедельный мониторинг в промышленности, строительстве, других сферах экономики. Комитет по занятости разработал программу на случай возникновения сложной ситуации на рынке труда на 2008−2009 годы. В случае необходимости ее реализация будет способствовать скорейшему трудоустройству увольняемых при сокращении производства работников».
По мнению Матвиенко, трудности на рынке труда будут и отрицать этого не надо. Однако она тоже призывает относиться к этому спокойно и не драматизировать ситуацию. Единственное, что сегодня беспокоит губернатора, – это добросовестность частного бизнеса по отношению к своим работникам. Поэтому она призвала профсоюзы бороться с недобросовестными предпринимателями.
Профсоюзы за работой
Руководитель Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимир Дербин оценивает ситуацию в сфере трудовых отношений в Петербурге как стабильную. Пожалуй, единственным антикризисным предложением федерации было пожелание ограничить приток в город трудовых мигрантов. Однако губернатор эту инициативу профсоюзов не поддержала.
Новые профсоюзы, отметившиеся осенью прошлого года серией забастовок, отвечают на угрозы кризиса более активно. Профсоюзные комитеты группы компаний «Морской порт Санкт-Петербург» достигли с администрацией соглашения о совместных действиях в связи с прогнозируемым в условиях мирового экономического кризиса снижением грузооборота в 2009 году. Антикризисные мероприятия предусматривают отказ от привлечения сторонних лиц к выполнению погрузоразгрузочных работ, прекращение приема новых работников, введение режима неполного рабочего времени и ряд других мер.
Дополнительные условия, актуальные в условиях кризиса, включены и в проект нового коллективного договора, представленного руководству предприятия профсоюзным комитетом российского завода Ford во Всеволожске. В частности, в случае сокращения работнику предприятия предлагается выплатить годовой оклад в размере 324 тыс. рублей. Кроме того, профком требует выплачивать попавшему под сокращение сотруднику предпенсионного возраста ежемесячный оклад в течение срока, оставшегося до пенсии.
По мнению экспертов, требования профсоюза, заимствованные у американских и европейских профсоюзных объединений, чрезмерны. Кроме того, выплата сокращаемым работникам годовой зарплаты противоречит Трудовому кодексу, предусматривающему выплату только двухмесячной компенсации. А ведь даже выполнение этой нормы в условиях кризиса вызывает у бизнеса большие проблемы.
Бои без правил
Процедура сокращения требует от компании значительных административных и финансовых затрат. Даже если компания выберет более простой, как может показаться, вариант и решит уменьшить вознаграждение сотрудникам или перевести их на неполный рабочий день или неделю, то, по общему правилу, эти изменения трудового договора должны осуществляться по соглашению между работником и работодателем.
Специалисты знают, что совершить по закону любой маневр с персоналом достаточно сложно даже в спокойной обстановке, а тем более в условиях кризиса. Не зря в законопослушных компаниях с западным капиталом так популярно использование временного персонала, на который многие положения Трудового кодекса не распространяются.
Когда Российский союз промышленников и предпринимателей выступил с предложением в условиях кризиса внести в Трудовой кодекс поправку, которая отменила бы обязательство работодателя в течение двух месяцев выплачивать заработную плату сотруднику, уволенному по сокращению штатов, или хотя бы переложить выплату на государство, все возмутились. На X съезде «Единой России» председатель высшего совета партии, спикер Госдумы Борис Грызлов предупредил работодателей об их ответственности за социальную стабильность нашего общества и заявил: «Предприниматели не должны мучиться проблемой выбора. У них его просто нет. Не мыльные пузыри, не место в списке Forbes, а создание рабочих мест и благополучие работающих у них людей – вот та тропа, которая проведет их через кризис».
При таком подходе нет ничего удивительного в том, что некоторые предприниматели, особенно в наиболее уязвимом малом и среднем бизнесе, перешли к тактике выдавливания персонала, используя любые методы понуждения к уходу в отпуск за свой счет или к увольнению по собственному желанию. С этими тенденциями уже столкнулись работники Федеральной инспекции труда, а Владимир Дербин обратил на них внимание правительства города.
Однако и бизнес должен отчетливо понимать, что даже если за счет таких действий он решит задачу выживания в условиях кризиса, рассчитывать на лояльность оставшегося персонала будет сложно. Кроме того, бизнес понесет значительный репутационный ущерб в глазах населения, девальвирует идею социального партнерства и вряд ли может рассчитывать на действия, аналогичные решению профсоюза работников автомобильной промышленности США, который выразил готовность отказаться от ряда ключевых льгот, чтобы помочь выйти из кризиса крупнейшим американским автопроизводителям.
Российскому бизнесу стоит прислушаться и к призыву канцлера Германии Ангелы Меркель, которая советует немецким компаниям не спешить с сокращением штатов из-за кризиса. Она напомнила работодателям, что после экономического спада всегда следует подъем производства. Сегодняшнее увольнение сотрудников обернется дефицитом квалифицированных специалистов впоследствии, когда они будут необходимы для развития бизнеса, предостерегает Меркель.
|