В то время, как в угоду бизнесу руководство традиционного профсоюзного объединения ФНПР заявляет о необходимости введения моратория на изменения трудового законодательства во время кризиса, представители свободных профсоюзов, а также прогрессивные депутаты и эксперты считают необходимым срочное внесение поправок. Социологи на прошедшей 31 октября в Москве пресс-конференции в очередной раз заявили о необходимости либерализации законодательства о забастовках. А депутат и сопредседатель профсоюза «Защита труда» Олег Шеин намерен в ближайшее время внести целый ряд поправок на рассмотрение Госдумы. Ниже публикуем основные направления предлагаемых им поправок.
Расширение права профсоюзов на переговоры – сегодня ст. 29, 37 ТК РФ предусматривают право профсоюзов на проведение коллективных переговоров лишь в случае, если профсоюз представляет более 50% работников. Это означает, что работодатель не обязан даже вести переговоры и заключать отдельные соглашения с меньшим профсоюзом, а подписанные соглашения не регулируются законом и не являются обязательными. Между тем аксиоматично, что отсутствие диалога является основной предпосылкой конфликтов, в том числе трудовых.
Упрощение процедуры коллективных трудовых споров – в 2007 году официально в стране прошло 2 забастовки, в 2008 году – три. Между тем даже по оценкам ФНПР число коллективных трудовых конфликтов ежегодно превышает 1000. Это означает, что хотя формально, согласно Конституции, граждане страны имеют право на забастовки, фактически это право запрещено, так как процедура их проведения невозможна к выполнению. Далее, коллективный трудовой спор предполагает не столько забастовку, сколько процедуру предварительных переговоров. Соответственно, невыполнимая процедура проведения спора означает невозможность и переговоров, что только усиливает напряженность и провоцирует конфликты. Нужно упростить процедуру коллективных трудовых споров, предоставив право на их проведение профсоюзам безотносительно их численности. Особо такое право нужно предусмотреть на уровне структурных подразделений.
Пролонгация коллективных договоров – современное трудовое законодательство предусматривает, что колдоговора принимаются на срок не более трех лет без дальнейшей их пролонгации. Это означает, что раз в три года профсоюзу/коллективу нужно бороться за сохранение тех гарантий трудовой деятельности, которые были достигнуты ранее. Очевидно, что подобное положение формирует конфликт между работодателем и работниками. Не случайно, европейское законодательство предусматривает автоматическую пролонгацию колдоговоров до заключения новых. Российское законодательство, напротив, прямо запрещает подобную пролонгацию, лишая тем самым свободы договора и работников, и работодателей.
Право профсоюза на информацию – в условиях кризиса ряд предпринимателей начали ссылаться при задержках или снижении зарплаты на трудности со смежниками. Однако выявлен ряд случаев, в частности, в строительном бизнесе, когда компании реально обладали средствами, но при этом предпочитали не платить зарплату, используя кризис как предлог. Необходимо расширить право профсоюзов на информацию в части финансово-экономического положения предприятий. Во избежание недобросовестного распоряжение информацией это право может быть ограничено профсоюзами, объединяющими большинство коллектива. Результатом принятия данного решения станет снижение напряженности, так как недобросовестные предприниматели не смогут экономить на зарплате, а добросовестные, но испытывающие трудности, смогут опереться на поддержку работников, которые могут обратить свои предложения уже к органам местной власти.
Право профсоюза на представительство в компаниях – из вышеприведенного тезиса вытекает другой, о необходимости представительства профсоюзов в Наблюдательных советах компаний. Подобная практика существует, например, в Швеции.
Ограничение сверхурочных – в условиях роста безработицы применение сверхурочных работ является действием, влекущим за собой уменьшение числа рабочих мест. Поэтому необоснованные сверхурочные являются не частным делом между работником и предпринимателем, а событием, негативно влияющим на общественные отношения. Необходимо ввести административную ответственность работодателей за применение сверхурочных работ.
Установление твердого тарифа в зарплате – сегодня доля премий, бонусов, стимулирующих выплат достигает в зарплате в отдельных предприятиях 60-80%. Условия выплаты этих бонусов, как правило, четко не определены. Соответственно, твердая, не подлежащая уменьшению, зарплата, не превышает 1/5 – 2/5 от всех выплат. Подобное положение формирует нестабильность, так как работник не может с уверенностью быть заемщиком, планировать оплату за обучение детей, и создает возможность для произвольного понижения заработной платы, что является одной из предпосылок конфликтов. Необходимо, в соответствии с международной практикой, довести долю твердого тарифа, оклада в заработной плате до 60%.
Создание фонда переобучения – российская экономика сильно зависит от экспорта, причем это относится не только непосредственно к экспортирующим предприятиям (нефть, металлы, газ), но и к тем, которые являются их смежниками (напр., производство соответствующего оборудования, сборка танкеров и пр.). Ввиду колебаний на мировых рынках экономике по определению должна быть обеспечена большая флексибильность, гибкость. А для этого требуется переобучение работников. Зарубежный, в частности, шведский, опыт предполагает введение специального налога с предприятий, за счет которого формируется фонд переобучения. Средства фонда расходуются на переподготовку работников в случае сокращений.
Доведение доли зарплаты в ВВП до 40% - сегодня доля заработной платы в ВВП России составляет порядка 18-22%, что втрое ниже, чем в странах Запада. Это означает, в частности, что в стране отсутствуют развитый внутренний рынок сбыта, так как работники не имеют возможности стать потребителями производимых в стране товаров. Именно повышение зарплаты стало ключевым звеном в выходе из кризиса перепроизводства в 30-е годы. Собственно, и сейчас мы имеем кризис перепроизводства (недопотребления), так как реальная зарплата в США не росла с 70-х годов, а рост потребления достигался путем выдачи необеспеченных кредитов под необеспеченную долларовую эмиссию.
Упорядочение труда гастарбайтеров - в стране 10 млн. иностранных рабочих, из них легализовано в рамках трудовых квот 1,8-2,0 млн. Нелегальность труда выгодна бизнесу и коррумпированным чиновникам, так как позволяет не платить в Пенсионный фонд, не покупать медстраховки, не платить подоходный налог в местный бюджет. При малейшем недовольстве рабочих нелегальность их положения позволяет с помощью милиции выкинуть их в никуда и без зарплаты. Нужно удовлетворить все заявки на привлечение гастарбайтеров при условии обязательных платежей ЕСН и НДФЛ, а, может, и спецналога, который можно направить на создание рабочих мест для собственных граждан. Нужно помочь иностранным рабочим в создании профсоюзов и заключении колдоговоров, подтянуть их зарплаты до уровня российских. А если предприниматель, имея возможность получить рабочую квоту, предпочитает нанимать людей неофициально - вот тут уж по полной программе, начиная от налоговых санкций и заканчивая изъятием лицензий и дисквалификацией. Кроме того, нужно ввести механизм добровольной депортации, чтобы иностранные рабочие, уволенные без зарплаты и не имеющие возможность вернуться на родину, могли покинуть Россию.
О.ШЕИН
Автор является заместителем председателя Комитета по труду и социальной политике ГосДумы РФ и сопредседателем профсоюза «Защита труда».
|