Работодатели области подали заявку на привлечение в этом году 220 тысяч мигрантов. Но губернатор урезал квоту до 130 тысяч человек, а теперь готов вовсе отказаться от привлечения иностранной рабочей силы.
«Нам нужно отказаться от квот по миграции. Даже 50 тысяч не надо. Я готов завтра же такое письмо подписать», - заявил губернатор Свердловской области Эдуард Россель на заседании антикризисной комиссии в Екатеринбурге. Областные власти уже попросили Москву уменьшить квоту на привлечение мигрантов в три раза.
Совсем недавно на встрече с полпредами и министром Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой Дмитрий Медведев призвал работодателей при трудоустройстве отдавать предпочтение россиянам. Губернатор Россель не только откликнулся на этот призыв, но, похоже, и подтвердил его личной инициативой.
Работа самим нужна
Губернатор убежден, что ситуация с безработицей в регионе будет ухудшаться: не исключено, что сокращению подвергнут около 200 тысяч человек. Отказ от мигрантов власти мотивируют желанием сохранить рабочие места для местных жителей.
Консультант по подбору персонала кадрового центра «Метрополис» Татьяна Кохан отмечает, что на самом популярном в Свердловской области ресурсе с вакансиями на 5 тысяч вакансий приходится 19 тысяч резюме.
Работы в регионе не хватает, и все больше людей соглашается на низкооплачиваемую работу, значительно сократилось число вакансий даже в госучреждениях. Стало сложно устроиться даже воспитателем в детский сад. «Не исключено, что рабочие места, на которые раньше брали гастарбайтеров, теперь будут занимать жители региона», - говорит Татьяна Кохан. Она также отмечает, что сейчас многие стройки в Екатеринбурге заморожены на неопределенное время.
А директор екатеринбургского агентства «Кадровые технологии» Марина Нифантова уверена: сокращение квоты проблему не решит. Жители региона пойдут на низкооплачиваемые должности лишь в том случае, если будет безвыходное положение, или же с условием, что их труд будет правильно организован. Например, появятся спецтехника и новая форма. Однако и на это работодателю нужны деньги.
«Конкуренцию гастарбайтерам сейчас могут составить жители областных городов и поселков, где были градообразующие предприятия, которые закрылись, или где прошли масштабные сокращения и работать больше негде, - замечает Марина Нифантова. - Такие люди будут согласны работать сутками или вахтовым методом».
Скандальный регион
Трудовые мигранты в Свердловской области - явление более чем заметное. Во-первых, их здесь очень много. В 2008 году квота на мигрантов изначально составляла 46 тысяч человек и закончилась уже в мае. Затем она была увеличена более чем в три раза по просьбам работодателей. В июле прошлого года она составила 167 тысяч. На конец 2008 года только легально в области трудилось 147 тысяч мигрантов.
Во-вторых, мигранты здесь занимают более активную, чем в других регионах, социальную позицию. Права мигрантов нарушаются повсеместно, но здесь они открыто заявляют об этом, обращаются в суды и даже устраивают митинги и забастовки.
Так, в июле 2008 года здесь бастовали казахские мигранты, строящие четвертый энергоблок Белоярской АЭС, и строители-турки, приехавшие в Россию по туристической, а не по рабочей визе. И у тех и у других были составлены кабальные трудовые договоры, где не указывалась ни сумма зарплаты, ни сроки ее выплаты, а прописан был лишь размер аванса.
В ноябре забастовку объявили 300 мигрантов из Таджикистана и Узбекистана, которые более 10 дней просидели на стройке в центре Екатеринбурга. Всем им не платили зарплату по два-три месяца, для многих забастовка окончилась высылкой из России.
Более того, именно в этом регионе инициативная группа заявила о создании первого в России профсоюза трудовых мигрантов. Его основной задачей должна была стать защита прав мигрантов. Инициатором создания профсоюза стали не сами трудовые мигранты, а Федерация профсоюзов Свердловской области.
Правда, пока профсоюз так и не появился. По словам председателя совета региональной общественной организации «Общество таджикской культуры «Сомон» Фаруха Мирзоева, «переговоры идут». Но очень сложно создать профсоюз, где будут состоять работники разных сфер деятельности, тогда как большинство профсоюзов созданы именно для того, чтобы объединять работников одной отрасли.
Без них не справиться
Полная отмена квот для гастарбайтеров вряд ли окажется разумной мерой. Исполнительный директор Межнационального информационного центра Нурзида Бенсгие уверена, что пока жители Екатеринбурга не готовы занимать те рабочие места, на которых трудятся гастарбайтеры. Это работа в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства, торговли.
Сокращение квоты - это не выход из положения. Если иностранные работники не будут получать разрешения на работу по квоте, то они будут трудиться нелегально, поясняет Нурзида Бенсгие. Она отмечает, что до сих пор в Екатеринбург прилетают полные самолеты из стран ближнего зарубежья. Да и те, кто работает в регионе давно, не спешат вернуться домой, ведь там их ждут голодные семьи.
Фарух Мирзоев уверен: заявление губернатора - это вынужденный шаг, спровоцированный националистическими силами. В реальности квоту определяет рыночная экономика.
«Скорее всего, число мигрантов не уменьшится - в России хоть как-то можно заработать», - подводит итог Фарух Мирзоев.
Цифры
130 000 мигрантов пока могут работать в Свердловской области
220 000 мигрантов хотели привлечь работодатели Свердловской области в этом году
167 000 человек составляла квота на иностранную рабочую силу в Свердловской области в прошлом году
11 000 рублей - средняя месячная зарплата гастарбайтера на уральской стройке Автор: Староверова Екатерина
|