Мы публикуем статью, автор которой Л.Гречишников, кандидат экономических наук, описывает ситуацию, сложившуюся в России с пособиями по безработице и минимальным размером заработной платы (МРОТ). Чрезвычайно низкие размеры этих выплат приводят к разрушению трудового потенциала страны. Автор предлагает законодательно закрепить определения трудовой занятости и рабочего места, отнести находящихся в неоплачиваемом отпуске к безработным и увеличить им размер социальной помощи.
Почему федеральные госорганы не берегут людей труда – «фундамент» страны?
Вот полный перечень федеральных госорганов, которым прежде всего адресован вопрос, вынесенный в заголовок: минздравсоцразвития (далее – МЗСР, министр - Т.А. Голикова), роструд (руководитель - Ю.В. Герций), минэкономразвития (далее – мэрт, министр - Э.С. Набиуллина), росстат (руководитель - В.Л. Соколин); Госдума, её комитет по труду и социальной политике (руководитель – А.К. Исаев); Совет Федерации, его комитет по социальной политике и здравоохранению (руководительница – В.А. Петренко); Правительство, департамент социального развития и охраны окружающей среды аппарата Правительства (руководительница – Н.Б. Найговзина); генпрокуратура, её управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан (руководительница – Л.И. Коптева) и администрация Президента Российской Федерации, её управление по работе с обращениями граждан (заместитель руководителя – В.Д. Матвеев).
Генпрокуратура и администрации главы государства включены в этот перечень прежде всего потому, что они не только не пресекли необоснованные, неправомерные действия профильных госорганов и правительства, но по сути даже содействовали им, то есть работали не на разрешение, а на консервацию проблем сохранения и развития трудового потенциала страны.
Федеральные органы исполнительной и законодательной власти упорно не хотят исправлять свои решения, которые «работали» и продолжают «работать» против людей труда, а также против экономики, да и против безопасности слабозаселённой России. К ним много раз направлялись предложения по решению проблем. Словно не понимая, что же именно предлагается и почему, на большинство поставленных вопросов они не ответили вовсе, а на другие – не дали ответ по их существу (в обращениях – «про Фому», а в отписках госорганов – «про Ерёму»). Чем прямо нарушили Закон о работе с обращениями (установившим обязательность ответа именно по существу поставленных вопросов), а также и конституционное право гражданина на обращение в госорганы.
Федеральные госорганы экономят на том, на чём экономить недопустимо, в том числе и с чисто экономических позиций. Люди труда, их знания и умения – это «фундамент» страны. Экономия на зарплате, пособиях по безработице и т.п. оправдана лишь до экономически обоснованных пределов. Переход этих пределов (что «в состоянии либерально-административного восторга» как раз и сделали федеральные госорганы), безудержная, зашкаливающая разумные границы (в погоне за сиюминутной выгодой) экономия на средствах, необходимых для поддержания и развития в людях труда этих знаний и умений, - приводит к деградации части трудового потенциала страны, этот «фундамент» разрушает, подталкивает к криминалу и нищете.
Не все, конечно, идут на преступления и нищают. Люди очень разные. Одни напрягаются и выкарабкиваются. Других же необоснованная госполитика, уверен, «опускает на дно»: они пополняют ряды тех, кто копается в мусорных баках, преступников и т.п. Большая их часть могла бы «стоять в трудовом строю», а они (вследствие экономически необоснованных и (!) установленных законами «порядков») превращаются из производительной силы в нечто противоположное. Первый заместитель председателя Верховного Суда в отставке, руководитель центра Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве В. Радченко пишет («Российская газета», 02.09.08 г., стр. 1): «Общество насыщается людьми, имеющими судимость: 15 миллионов – это четверть взрослого мужского населения». Необоснованная государственная политика в области воспроизводства человека как работника – это безусловно одна из причин преступности и т.п., а также низкой производительности труда, недостаточной эффективности экономики в целом.
Даже студент (изучающий курс экономики труда) знает, что если платить за работу меньше, чем необходимо для восстановления потраченных на работу сил, то производительность труда будет всё меньше и меньше. И в конце концов, раньше или позже, работник утратит трудоспособность полностью, и, следовательно, трудовой потенциал страны сократится. С чисто экономической точки зрения, не платить толком за работу (или совсем не платить за неё) - всё равно, что не вкладывать деньги в ремонт и обновление станков и т.п. Они придут в негодность, и производство всего необходимого (для людей, для страны) рухнет.
Факт №1. В России не один десяток лет, вплоть до 2009 года, прожиточный минимум (ПМ) трудоспособного гражданина, то есть самое малое, на что только и можно прожить, был в разы больше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Это по данным самих органов власти. Даже на начало 2009 года МРОТ был 2300 рублей, а ПМ – 4330 рублей, то есть почти в два раза больше. А раньше их соотношение было ещё намного хуже. Обосновать это невозможно: ни с экономической, ни с социальной позиции. Да и с чисто правовой: ведь по Конституции страны (ст. 7), создание условий для достойной жизни населения – это прямая обязанность государства. А о какой достойной жизни может идти речь, если ПМ в разы больше МРОТ?! По сути федеральные госорганы многие годы игнорировали Основной закон страны в этой части. Уверен, что такая неразумная практика, «изобретённая» российскими федеральными госорганами, весьма ощутимо «поработала» и на сокращение трудового потенциала страны (за этот не один десяток лет).
С 2009 года, наконец-то, МРОТ подняли до ПМ, но этого недостаточно. Это позволит лишь поддерживать трудоспособность части людей труда на имеющемся уровне. А необходимо не просто поддерживать способности к труду, но и развивать их (это объективно необходимо экономике). У работника должно быть достаточно денег, чтобы нормально питаться, повышать свой общий и профессиональный уровень и т.п., то есть чтобы иметь возможность быть в форме, необходимой экономике. Из этого вытекает, что МРОТ должен быть больше ПМ, хотя бы процентов на 10% (самое малое).
Факт №2. Средний размер пособий по безработице в России составляет в настоящее время - порядка 1,5 тыс. рублей, то есть лишь треть ПМ, а минимальное пособие – 0,85 тыс. рублей, или около 20% ПМ. При этом на иждивенцев безработному гражданину федеральные госорганы не доплачивают. То есть они закрепили (! законом) достаточность 20% ПМ одного человека для всей семьи! Эти цифры буквально «кричат»! Пособие в 20% ПМ (да ещё и на иждивенцев) – это «дорога на кладбище» (а не условие для достойной жизни, которое, по Конституции, должны создать госорганы)! Это ли не факт, неоспоримо подтверждающий, что федеральные госорганы не берегут людей труда?! Однако госорганы предпочитают в упор не видеть эту проблему! Что же это за госорганы у нас такие?!
Да, органы службы занятости организуют для безработных граждан оплачиваемые общественные работы, и в период этих работ пособие им выплачивается. Но далеко не всем участвующим в общественных работах. И далеко не всегда предоставляется возможность участвовать в таких работах. Наконец, во многих случаях платы за общественные работы даже вместе с пособием по безработице (особенно, если оно минимальное) – недостаточно для поддержания трудоспособности людей труда, имеющих иждивенцев.
Недавно принято решение увеличить максимальный размер пособия по безработице с 3,124 до 4,9 тыс. рублей, или на 57% (вопрос об увеличении пособий ставится автором этих строк уже многие годы). Но это, конечно же, не решение проблемы. Даже если в такой же пропорции, на 57%, повысится и средний его размер, то он составит лишь 2,36 тыс. рублей (1,5 тыс. рублей х 1,57). А это всего лишь чуть более половины ПМ! Минимальное же пособие увеличено на смехотворную величину – на 69 рублей (с 0,781 до 0,85 тыс. рублей). А на иждивенцев госорганы как не доплачивали, так и не доплачивают. Работа на разрушение «фундамента» страны «успешно» продолжается. Чтобы хоть сколь-нибудь существенно поправить такое вопиющее положение, необходимо увеличить и минимальное пособие (весьма значительно), а также доплачивать безработному гражданину на иждивенцев.
Факт №3. Федеральные госорганы установили такие «порядки», которые позволяют им относить к занятым – фактически незанятых, не имеющих работы и/или заработка, средств к существованию. А значит, - считать их не нуждающимися в защите от безработицы, отказывать даже в небольшом пособии по безработице - хоть в каких-то средствах к существованию, чем по сути нарушается Конституция страны, установившая обязательность такой защиты (ст. 37).
Речь идёт, к примеру, об отправленных организациями в длительный неоплачиваемый «отпуск» (правильное название этого «отпуска» – трудовая незанятость, безработица) или о тех, кому подолгу, иногда месяцами, задерживают зарплату, то есть длительное время фактически не платят за работу. (Жене автора этих строк и её сотрудникам не оплачивали работу ровно пять месяцев подряд - в январе-мае; работодатель – организация при Правительстве Российской Федерации.)
У этих людей фактически нет заработка (средств к существованию). И, следовательно, их необходимо защищать от безработицы, как того требует Конституция. Согласно документам Международной организации труда (МОТ), безработный (суть) – это тот, у кого нет доходного занятия (если он в нём нуждается). То есть о безработице свидетельствует не только отсутствие работы (занятия), но и отсутствие заработка (дохода). Нет заработка - человек безработный! «Беззаработица» - это и есть безработица! У человека, которому фактически не платят за работу, дохода в это время нет и, следовательно, нет и доходного занятия (есть занятие, но де-факто оно не доходное). Соответственно, занятый – это тот, у кого есть и работа, и заработок. И значит, нет заработка – нет и занятости (даже если есть работа и человек работает!).
Такие «порядки» тем более неприемлемы для России, где многие семьи до сих пор живут от получки до получки, а то и занимают, чтобы «дотянуть» до зарплаты. И, значит, у них уже на следующий после несостоявшейся получки день нет денег даже на еду. Ещё не так давно фактически не платили за работу многим миллионам (в год). Сейчас масштабы такой неконституционной практики меньше, но по-прежнему большие. Последнее время они резко возросли и несомненно будут нарастать и дальше. Внесённый в госорганы комплекс мер, направленных на защиту от безработицы фактически безработных, госорганами проигнорирован.
Факт №4. По сути для некоторых категорий людей труда (к примеру, для занятых энергообеспечением) федеральные госорганы даже установили обязательность работы без вознаграждения за труд и без защиты от безработицы (см. ст. 142 Трудового кодекса). На этот счёт в народе уже и афоризмы сложились, к примеру: «Только в России можно бесплатно учиться, лечиться и работать».
Этой статьёй законодатель как бы говорит людям труда: вам подолгу не платят за работу, вы работаете фактически без вознаграждения за труд? А вы всё равно работайте! Не вздумайте приостановить работу! И защищать от безработицы вас не нужно: вы же работаете, а за работу вам потом заплатят. А есть-то нужно не только потом, но и сегодня. Да и заплатят ли в конце концов – это тоже вопрос. И ещё раз о выводе из документов МОТ: нет заработка - человек безработный! Понятно, что приостанавливать работу в сфере энергообеспечения и т.п. нельзя. Но как же можно лишать людей, которые выполняют такие важные для общества работы и которых фактически лишили вознаграждения за труд, ещё и защиты от безработицы (по сути тоже вразрез с Конституцией страны)?!
Эту статью необходимо исправить: 1) сократить срок, после которого фактически лишённые заработка (средств к существованию) вправе прекратить работу, и 2) сказать в ней, что те, кому фактически не платят за работу, то есть лишённые вознаграждения за труд (в нарушение Конституции страны), являются безработными и им причитается пособие по безработице. При этом следует установить, что полученное пособие подлежит возврату после выплаты зарплаты, а работодатели должны компенсировать государству (пусть и не сразу) убытки, вызванные необходимостью платить пособие по безработице фактически безработным - по вине работодателей – гражданам.
Как же это удаётся федеральным госорганам: «обосновать», что фактически незанятые люди труда, не имеющие заработка, средств к существованию – заняты и их не нужно защищать от безработицы? А очень просто. Чтобы это «обосновать», достаточно всего лишь не разъяснить (в Законе о занятости и Трудовом кодексе), что такое трудовая занятость (занятость экономической деятельностью) и что такое рабочее место (благодаря которому занят человек). Что федеральные госорганы и сделали (думается, совершенно осознанно).
Чтобы обоснованно определить, занят человек или нет, есть ли у него рабочее место (быть занятым и иметь рабочее место – это одно и то же), необходимы законодательно закреплённые определения трудовой занятости и рабочего места («трудовая занятость – это…», «рабочее место – это…»). И эти определения должны прежде всего дать однозначный ответ на вопрос: можно ли быть занятым, иметь рабочее место, не имея заработка? Это, как говорят, и ежу понятно.
Это, думается, конечно же, понимают и в госорганах, тем более в профильных (МЗСР, Роструд, МЭРТ и Росстат), но тем не менее они шарахаются от предложения закрепить определения трудовой занятости и рабочего места, как чёрт от ладана. Скорее всего именно потому, что закрепление определений этих основополагающих в области занятости понятий (из которых было бы видно, что без заработка не может быть занятости, рабочего места), как прожектором, высветило бы необоснованность позиции госорганов, и им пришлось бы платить людям труда пособие по безработице. Эти «копейки» для них, видимо, - главный приоритет. А то, что из-за этого теряется самое ценное, что есть у страны, - люди труда; что по сути нарушаются Конституция страны, право людей на защиту от безработицы, – для них, видимо, несущественно. Да даже и просто против здравого смысла: определять состояние занятости, безработицы в стране, не разъяснив, что это такое – трудовая занятость и рабочее место! Это всё равно, что измерять, насколько вырос (или уменьшился) валовой внутренний продукт (ВВП), не разъяснив, что такое ВВП! Один из бесспорных выводов из такого, ненормального, положения: официальная статистика занятости в России просто не может быть достоверной. Она завышает занятость в экономике и соответственно занижает безработицу в стране.
Следует сказать, что по обращениям автора этих строк депутатом Госдумы, членом комитета по труду и социальной политике Н.В. Коломейцевым дважды направлялся депутатский запрос председателю Правительства В.В.Путину (с приложением обращений). По Закону о Правительстве (ст. 16), оно должно обеспечивать конституционные, в том числе трудовые, права граждан России. Из этого вытекает, что тема этих запросов и обращений имеет к нему самое непосредственное отношение и что оно само должно было принять их к рассмотрению. Оно этого не сделало, переправив запросы (вместе с обращениями) в МЗСР. Чем прямо нарушило Закон о работе с обращениями (ст. 9). Это первое нарушение Закона.
Кроме того, указанный Закон (ст. 8) запрещает переправлять обращения тем, на кого жалуются. Тем не менее Правительство переправило эти обращения-жалобы на МЗСР - в МЗСР. Это второе нарушение Закона. МЗСР-же (Т.А. Голикова) привычно изготовило две отписки (в которых, в нарушение указанного Закона, ст. 5 и 10, нет ответа по существу поставленных вопросов), которые Правительство (исх. №№3573п-П12 от 12.08.08 г. и 187п-П12 от 22.01.09 г., А.Д. Жуков) и препроводило депутату. Вот так работают в России госорганы: что хочу, то и ворочу, Закон им не писан.
Необходимо сделать всё возможное, чтобы добиться от федеральных госорганов положительного решения рассматривавшихся вопросов. Положение с безработицей в стране уже обострилось, а дальше наступят и вовсе тяжёлые времена в этом отношении. И никак нельзя допустить, чтобы федеральные госорганы продолжили «выходить из положения» за счёт не самых успешных и не самых гораздых отстаивать свои законные интересы тружеников и их семей, нанося при этом непоправимый ущерб трудовому потенциалу страны.
Гречишников Леонид Васильевич (до выхода на пенсию – сотрудник Минэкономики России, экономист по труду, к.э.н.) Автор: Гречишников Леонид Васильевич
|