Один из крупнейших мировых автоконцернов General Motors снова, по сообщениям СМИ, просит денег у правительства Соединенных Штатов. Всего лишь 16,5 млрд долларов и около 50 тысяч уволенных позволят концерну вернуться к процветанию. Хотелось бы напомнить, что в прошлом году GM уже получил более 17 млрд долларов финансовых вливаний, но пока незаметно, чтобы что-либо изменилось.
В России тоже есть три предприятия, работающие под эгидой GM: совместное предприятие «GM-AвтоВАЗ» и два завода: в Санкт-Петербурге и Калининграде.
РАЗВАЛ ПЛАНИРОВАЛИ?
Концерн GM объявил, что собирается сократить по всему миру порядка 47 тысяч рабочих мест. На европейском уровне компании был разработан план «Ренессанс», который подразумевает закрытие нескольких нерентабельных заводов. Одновременно GM обращается к правительствам европейских стран с просьбой гарантировать кредиты на развитие производства.
Судя по тем сообщениям, которые оставляют в Интернете европейские профсоюзы работников GM, рабочие к этому плану относятся довольно скептически, считая подобное «возрождение» нежизнеспособным. А Форум работников GM-Европа (производственный совет профсоюзов) откровенно называет план нежизнеспособным. Прежде всего - потому что ни одно правительство не даст кредит корпорации, которая сворачивает производство. Затем - потому что закрытие завода в одной стране и получение кредита в другой чревато конфликтами на уровне Евросоюза. Вряд ли кто-то сейчас готов пойти на это.
Форум работников GM также считает, что нужно не вопрос о кредитах рассматривать, а обсуждать план спасения производства и рабочих мест и искать деньги именно с такой целью. Или даже, как считает совет профсоюзов, руководству GM следует задуматься о выставлении на торги ветвей бизнеса - GM-Европа, Opel и некоторых других. Как это произошло с подразделением Saab, которое было выкуплено Швецией. Обо всем этом сообщается в заявлении, размещенном на сайте gmworkersblog.com.
СТРАНА ДЕШЕВОЙ РАБСИЛЫ
Российские филиалы GM тоже переживают не лучшие времена. На «GM-АвтоВАЗ» недавно уже прошел митинг против увольнения трети рабочих, запланированного руководством предприятия. На заводе в СПб пока обходятся без увольнений, но никто не может сказать, надолго ли.
- Самое сложное «нововведение» для нас - сокращение рабочей недели, теперь мы работаем три дня через четыре. Сократилась, соответственно, и зарплата. Коллектив этим возмущен, так как приходили мы на одну зарплату, а теперь в течение полугода придется жить на куда как меньшие деньги. Раньше средняя зарплата на заводе составляла 24 500 рублей, теперь, после сокращения рабочей недели, она упала до 12 тысяч... - вздыхает председатель питерской первички Евгений Иванов.
Жить на такие деньги в северной столице нереально. А уж о выплатах по кредиту или съеме квартиры даже и думать нечего. Профком пытается вести переговоры с руководством завода о более выгодных условиях или хотя бы об изменении графика на два дня через два. Перманентные встречи с «руководством» пока не дают результата: новообразовавшийся профсоюз, которому чуть больше месяца, пока что не видел в лицо никого из реальных руководителей завода. На встречу с профкомом приходят только менеджеры среднего звена, которые сами не вправе принимать решений. Так что собрания уже месяц проходят в режиме испорченного телефона: профком - менеджерам, менеджеры - руководству.
- Пока что те, кого мы видим на этих встречах, обещают нам, что в связи с сокращением рабочей недели не будут сокращать рабочие места. Но мы не знаем, можно ли верить этим обещаниям. На «GM-АвтоВАЗ» тоже обещали, что никаких сокращений не будет, а в результате собираются уволить 400 человек, - рассказывает председатель профкома. - Недавно я провел ряд встреч с юристами и теперь займусь составлением предварительного проекта колдоговора, который мы в ближайшее время вынесем на обсуждение коллектива.
ЗДЕСЬ ВАМ НЕ ТУТ
Но, по словам Иванова, ситуацию на американских и европейских заводах GM нельзя сравнить с российской. Во-первых, там, на каждом предприятии есть профсоюз, с которым руководство ведет конструктивный диалог. Во-вторых, на европейских заводах ставка сейчас составляет 45 долларов в час, и профсоюзы пытаются повысить ее до 47 долларов. Есть, конечно, и увольнения, но выходное пособие на европейских заводах существенно выше, доходит даже до выплат годовых зарплат рабочим, чьи контракты прекращены досрочно. На некоторых предприятиях в дополнение к обычному выходному пособию рабочие получают одни из автомобилей, выпускающихся на заводе. Для сравнения: на российских заводах GM подобные выплаты достигают максимум 1000 долларов, а уж об автомобиле не может идти и речи. И деньги, которые головной офис GM просит у европейских и американского правительств, на российские предприятия тоже не рассчитаны. Как раз наоборот - от российского рынка ждут прибылей и продвижения новой модели «Шевроле».
- А наш завод пока уперся. Объявили в связи с кризисом сокращенную неделю и новый график - и все. Но при этом, как говорят мои коллеги, в данный момент находящиеся на заводе, запускается новая модель автомобиля и ежедневно увеличивается план. И на офис кризис тоже не распространяется: их рабочая неделя и график сохранились в первозданном виде - пять дней через два. Притом что зарплаты у них существенно выше наших, - говорит Евгений Иванов.
Когда члены профкома последний раз собирались на митинге в Санкт-Петербурге (14 февраля), было принято решение начать выдвигать законные требования. Прежде всего - требовать дать первичке помещение на территории завода (сейчас профсоюзу выделены комнаты за территорией), решить вопрос, связанный с некорректным поведением менеджеров в отношении рабочих на заводе, ну и многое другое. Кстати, все эти проблемы профком уже поднимал две недели назад, но до сих пор 80% вопросов остаются открытыми.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Понятно, что европейские и американские профсоюзы сложившаяся ситуация вполне устраивает. В тех странах рабочие имеют не только хорошую зарплату, но и достойное выходное пособие. У российских же профсоюзов просто нет другого выхода, как начинать действовать: их членам никто не заплатит баснословных отступных и не подарит авто. Именно поэтому у директора завода GM в Санкт-Петербурге Ханса Юргена Михеля и у его коллег из Калининграда и Тольятти есть шанс первыми услышать слово «забастовка». Автор: Беллис Елена
|