Именно так был поставлен вопрос, вынесенный на обсуждение в рамках организованного информационно-дискуссионным порталом «Справедливо-Онлайн» дискуссионного ринга. Вопрос - не праздный в условиях экономического кризиса, когда многие работники, никогда ранее не думавшие о профсоюзе как о реальном инструменте защиты своих прав, вынуждены задумываться о том, как отстоять свои права. Профсоюзные функционеры подтверждают – количество обращений за помощью выросло в разы. Кому больше можно доверять в этой ситуации? - это пытались выяснить участники и эксперты.
Уподобив дебаты боксерскому матчу, организаторы решили вначале выпустить «для разогрева» молодых активистов. За свободные (иногда еще называемые - «настоящими» профсоюзы агитировал лидер молодежного крыла «Справедливой России» Дмитрий Гудков, а приоритет ФНПР отстаивал председатель молодежного Совета ассоциации территориальных профобъединений ФНПР Приволжского федерального округа Алексей Тихомиров.
Молодой представитель ФНПР сразу же бросился в атаку: «Мне не совсем понятно, что значит «альтернативные профсоюзы»? Альтернативные чему? У нас в Приволжском округе в рядах молодежного крыла ФНПР состоят более 8 млн человек, мы действительно - активное массовое движение. А вот деятельность так называемых «альтернативных» профсоюзных организаций совершенно не заметна. «Именно благодаря деятельности ФНПР сегодня возможности легально защитить права трудящихся сведены к минимуму! Вы захватили монополию в профсоюзном движении, вы заручились поддержкой главенствующей партии и прошли с ее помощью в Госдуму. И все людоедские поправки в трудовое законодательство приняты при вашем непосредственном участии!» - парировал молодой «справедливоросс».
После «легковесов» на ринге сошлись депутат Государственной Думы от «СР», заместитель председателя Комитета ГД по труду и социальной политике, сопредседатель объединения рабочих профсоюзов «Защита» Олег Шеин и советник председателя ФНПР по информационной политике, главный редактор газеты «Солидарность» Александр Шершуков. Надо сказать, что старший представитель ФНПР также не избежал искушения бравировать большой численностью ФНПР и многолюдством проводимых ей митингов и шествий.
Оппонент в свою очередь указал на разовый и во многом ритуальный характер проводимых ФНПР «всероссийских протестных акций», оговорившись, впрочем, что многие первички ФНПР реально борются за права своих членов.
«Никто не утверждает, что абсолютно все профсоюзы, входящие в вашу федерацию, не защищают интересы трудящихся. Но дело в тех людях, которые стоят у руля ФНПР - в Шмакове, Исаеве и других. Они предали и продали те права, которые раньше были у профсоюзных организаций», - заявил сопредседатель объединения «Защита». Мотивируя свое мнение, депутат привел ряд примеров:
Во-первых, из-за позиции ФНПР, поддержавшей правительственный проект Трудового кодекса, у профсоюзов было отнято право на согласование приказов об увольнении по сокращению штатов, согласование графиков сменности, отпусков, единых квартальных планов. Без пособничества Шмакова это было бы невозможно.
Во-вторых, когда принимали закон о «монетизации» льгот, Шмаков ударил по рукам с Зурабовым и заверил, что в стране нет недовольных, в то время как по России шли первые социальные протесты. Это было в июле 2004 года. А через полгода уже все увидели, к чему это привело.
Затем уничтожили систему внятной тарификации заработной платы в бюджетной системе. Это тоже было сделано Шмаковым в 2008 году, когда его структура согласовала соответствующие поправки в правительственные постановления.
«Как вы объясните профсоюзам, почему ФНПР приложила руку к ликвидации их основных прав?», - спросил Олег Шеин, обращаясь к Александру Шершукову.
В ответ советник председателя ФНПР похвалил свою федерацию за умение вовремя пойти на компромисс. Именно таким «необходимым компромиссом», по его словам, стало согласие ФНПР сесть за «длинный стол переговоров» с правительством. В результате кое-что удалось отстоять (оратор, правда, не пояснил что именно). А в то время когда официальные профсоюзы пытались найти реальный компромисс, «альтернативные профсоюзы продолжали бунтовать, стремясь сорвать переговорный процесс» - уколол оппонентов г-н Шершуков.
После выступления основных диспутантов, к обсуждению активно подключились гости мероприятия: эксперты, члены различных профсоюзов и другие зрители, присутствовавшие в зале. Кто-то привел данные статистики: лишь 3% россиян знают о деятельности каких-либо профсоюзных организаций в нашей стране, остальные же до сих пор и не подозревают об их существовании. В финале диспута Олег Шеин прокомментировал приведенную статистику: «В альтернативных, то есть свободных, реальных профсоюзах как раз и состоит около 3% населения. Это, конечно, очень мало, но будем работать.
Расширить права профсоюзов - вот задача дня! И у меня в связи с этим лишь одна просьба к ФНПР: не мешайте нам этим заниматься. Не мешайте нам работать! И тогда мы с вами сможем построить другое общество, где гражданин будет чувствовать себя свободным», - завершил свое выступление депутат.
В конце было проведено голосование среди зрителей и экспертов. Победил Шеин, но вряд ли это является главным итогом прошедшего мероприятия. При всей условности выбранного формата дискуссии, приятно удивил тот интерес, который к ней проявили представители профсоюзов (как официальных, так и альтернативных), а также прочие граждане. Характерно, что в отличие от предвыборных дебатов, которые «правящая партия» традиционно игнорирует, ФНПР не сочла возможным уклониться. И это означает лишь одно - вопрос о трудовых правах, профсоюзах как инструменте их защиты уверенно возвращается в центр общественного внимания (также как угроза полной или частичной потери работы начинает первенствовать в числе проблем, которыми озабочены россияне). Подтверждение актуальности трудовой темы и растущего общественного запроса на профсоюз - и есть главный итог состоявшейся (и есть надежда - не последней) дискуссии.
|