|
|
|
«Представляете, они потребовали у собственников завода антикризисный план и посоветовали сократить сотрудников заводоуправления!» И без того не простые отношения между наемными работниками и работодателями в условиях экономического кризиса создают прецеденты. В среду, 11 марта, руководство Златоустовского металлургического завода обвинило в политическом экстремизме десяток работников первого прокатного цеха, которые накануне начали бессрочную голодовку с исключительно экономическими требованиями. Заявлением для СМИ дирекция ЗМЗ не ограничилась и обратилась в прокуратуру. На общей памяти это первый случай, когда работодатель так реагирует на попытку рабочих отстоять свои права.
За последние недели прокатный цех №1 во второй раз становится причиной головной боли для руководства Златоустовского металлургического завода, управляемого холдингом «Эстар». В феврале несколько рабочих цеха провели предупредительную акцию протеста - тоже голодовку, - протестуя против очевидного, по их мнению, ухудшения условий труда. В ответ руководство выразило готовность вести переговоры, а заодно попросило не раскачивать лодку и понимать, что это не пойдет на пользу предприятию, которое, как и многие другие, пострадало от глобального экономического кризиса.
На этот раз начальственные нервы сдали. Сразу после мартовских праздников рабочие первого прокатного цеха объявили о начале бессрочной голодовки, и уже на другой день были публично обвинены в совершении действий, которые, по мнению руководства ЗМЗ, носят провокационный, экстремистский характер и направлены на дестабилизацию ситуации не только на самом предприятии, но и в целом в Златоусте – третьем по размерам городе Челябинской области. Именно таким заявлением, распространенным через заводскую пресс-службу, дирекция ОАО «ЗМЗ» сопроводила свое обращение в городскую прокуратуру с требованием проверить законность объявленной рабочими акции протеста.
Столь суровую позицию директорат занял несмотря на то, что участники голодовки сразу оговорились - они не отказываются от своих трудовых обязанностей. По этому поводу руководство ЗМЗ заявило, что выбранная форма протеста настолько своеобразна, что не предусмотрена ни российским трудовым законодательством, ни даже, как уверены в заводоуправлении, Конституцией РФ. «Если рассматривать голодовку как один из способов проведения забастовки, то порядок ее начала и проведения должен строго соответствовать статьям 409–412 ТК РФ, несоблюдение которых автоматически относит голодовку к разряду незаконных действий», - подчеркивается в заявлении. К тому же, добавлено в нем, «учитывая неминуемое ухудшение самочувствия работников вследствие отказа от пищи при дальнейшем исполнении ими своих функций, создается реальная угроза жизни и здоровью как самих голодающих, так и окружающего персонала».
Впрочем, больше всего претензий со стороны заводского начальства – к требованиям участников голодовки. Требования были изложены в 11 пунктах и, к слову, носят исключительно экономический характер. Первый пункт, например, обязывает директора посвятить работников предприятия в антикризисную программу завода с подробным описанием плана и обозначением сроков его осуществления. Однако два следующих пункта предлагают руководству ЗМЗ ввести неполную рабочую неделю и оптимизировать численность работников, но только в стенах самого заводоуправления. На взгляд дирекции, такая позиция сильно отдает разжиганием социальной розни, которое, как известно, карается уголовным законодательством.
Это первый известный, по крайней мере на Урале, случай, когда работодатель пытается подавить протест наемных работников, обвиняя их в экстремистских действиях, подпадающих под Уголовный кодекс. Сегодня ситуация в Златоусте привлекла внимание, в том числе, зарубежных СМИ. Между тем представители власти и профсоюзов, которые выступают второй и третьей сторонами в так называемом социальном партнерстве с работодателями, в среду были крайне скупы на комментарии.
Даже обычно словоохотливый первый вице-губернатор Андрей Косилов, который, к слову, накануне получил от шефа поручение подготовить план противодействия экстремизму на территории Челябинской области, не стал ничего говорить о событиях в Златоусте, сославшись на то, что вопрос не находится в его компетенции. Услышать главу челябинской областной федерации профсоюзов Николая Буякова тоже не удалось: у него правило - работать только через пресс-службу. Правда, там рассказали, что глава облсовпрофа вчера вечером узнал о голодовке, а сегодня провел переговоры с руководителем обкома Горно-металлургического профсоюза России Юрием Горановым. Сейчас они оба ведут плотные консультации с руководством ЗМЗ и его профкомом. Причем Горанов, по последним данным, выехал на переговоры в Златоуст.
Тем временем сторонние эксперты считают, что у руководства завода нет оснований объявлять такую довольно распространенную форму борьбы за трудовые права, как голодовка, экстремистскими действиями. Такое мнение высказал руководитель юридического отдела Федерации профсоюзов Свердловской области Владислав Осинцев. По его словам, голодовка действительно не регламентируется трудовым законодательством, а поскольку со стороны участников голодовки на ЗМЗ не идет речи даже о забастовочных действиях, то суть запроса дирекции завода в прокуратуру сводится к просьбе оценить, законно ли являются рабочие к станкам натощак.
А член совета челябинского отделения партии «Яблоко» Алексей Табалов вообще считает, что прокуратуре впору проверять на экстремизм не рабочих, а самих директоров, которые своими шагами провоцируют социальную напряженность и в трудовом коллективе, и, как верно было сказано, во всем городе. «Именно такая экстремистская политика собственников в отношении трудового коллектива может привести в масштабах России к массовому бунту, в результате которого не только владельцы заводов, но и представители власти, за которых они прячутся, могут потерять все», - сказал собеседник агентства Автор: Полозов Александр
|