|
|
|
Пикалево, небольшой городок на востоке Ленинградской области с населением 20 тысяч жителей, в последние недели стал широко известен благодаря остановке всех трех городских предприятий - глиноземного, цементного и химического заводов. Официально уволенных пока не так много, но в связи с тем, что все предприятия стоят, де-факто безработных немало. Все прочие предприятия города - от ЖКХ до магазинов - тоже косвенно зависят от того, работают ли заводы и получают ли рабочие зарплату.
СПРАВКА
Причиной городских проблем стало решение компании Олега Дерипаски «Базовый элемент» перепрофилировать принадлежащий ему Пикалевский глиноземный завод (ПГЗ) под производство цемента, так как производство глинозема стало нерентабельным. Ранее все городские предприятия составляли единую производственную цепь - ПГЗ был источником сырья для цементного и химического заводов. В октябре 2008 года ПГЗ перестал поставлять сырье на цементный завод (входит в «Евроцемент-групп») и производство там было остановлено. В январе 2009 года был остановлен и сам ПГЗ, так как у «Базэла» перестало хватать денег на приобретение сырья. В феврале было остановлено и химическое производство компании «Метахим».
Внешне Пикалево - классический советский рабочий городок, построенный в середине двадцатого века вокруг заводов и для заводов. С высоты двадцать первого века заводы, конечно, выглядят жутковато, но рабочие не жалуются на условия труда - говорят, внутри все более или менее автоматизировано, тепло, работает хорошая столовая. В городке в основном двух-, трех- и четырехэтажные дома в желто-серых тонах, высоток немного, частных домов тоже. В газетных киосках - семена, женские журналы и анекдоты, в книжном магазине - школьные учебники и открытки. Кстати, о школьниках здесь вообще заботятся: во Дворце детского творчества - десятки работающих кружков, от лепки из глины (местная специфика) до культурологии. Заботятся и о спорте: тут и освещенная лыжная трасса, и каток, и ежегодные спартакиады, и гандбол с футболом, и бокс с плаванием. И болеют тут, разумеется, за «Зенит».
У тротуаров - горки снега, дома увешаны сосульками. И все-таки коммунальные службы пока работают: в домах топят (хотя, по словам местных жителей, прохладнее все-таки стало), проблем с водой, газом и электричеством тоже пока нет. Хотя проблемы могут начаться в любой момент, ведь у глиноземного завода накопились долги местному водоканалу и подразделению «Газпрома», а уволенные местные жители первым делом начали экономить на квартплате. Угрозы отключения города от теплоснабжения, прекращения поставки воды и работы канализации сохраняются, но пока местным властям удается договариваться с поставщиками. Местный бюджет вообще пострадал довольно сильно: глиноземный завод не платит за аренду земли, а сокращение доходов жителей приводит к сокращению платежей по налогу на доходы физлиц - как раз эти две статьи доходов в бюджете основные. Но в местной администрации еще царит спокойствие. Оно же пока господствует в магазинах и на рынке: все покупают продукты в сетевых магазинах тех же компаний, что в Санкт-Петербурге, скупка продуктов мешками еще не началась, исключение составляет почему-то сахар.
Нерешенная и явно не решаемая в ближайшее время проблема - дороги. Они как и везде в России - мягко говоря, неухоженные, грубо говоря - раздолбанные. С транспортной доступностью - так себе: до Питера 250 километров, добраться общественным транспортом можно, но занимает это пять часов, и выезжать надо ночью или на рассвете. В ближайшие городки регулярно ходят автобусы. Большая часть частных машин - отнюдь не «Жигули». Машин много, они есть, вероятно, у каждой или почти у каждой семьи. В последние годы средняя зарплата на крупнейшем в городе глиноземном заводе была 18 тысяч, на цементном заводе - еще больше, средняя по городу - 16. Для маленького городка, где еда - почти единственный источник расходов и квартплата - 1,5 тысячи рублей, это немало. Поэтому многие купили машины в кредит. Сейчас, когда заводы стоят и зарплаты нет, эти кредиты станут одной из первых проблем. Как и кредиты на жилье.
Пикалевская безработица, впрочем, - явление весьма неоднозначное. Значительное число жителей 20-тысячнего городка - по некоторым данным, до 4 тысяч человек - вообще никогда не работали. Жили на пенсии и зарплаты родственников, выращивали овощи на огородах, которых здесь много. Похоже, что город вообще относится к деньгам весьма спокойно - почти полное отсутствие мест, где их было бы необходимо иметь и тратить, а также близость к природе к этому располагает. Оставшиеся без работы жители сейчас занимаются домашними делами и наслаждаются зимним отдыхом. В общем, атмосфера в городе вполне мирная, даже сонная: никаких лозунгов на заборах (кроме непременных), никаких стихийных митингов, ни одна оппозиционная партия не попыталась «возглавить» пикалевское недовольство. Правда, с марта первые уволенные (с цементного завода) перестанут получать среднюю зарплату, которую им платили три месяца, и останутся на пособии по безработице, которое ниже в разы. Вот тогда, считают в профсоюзе глиноземного завода, все поймут, наконец, что случилось. И некоторые предупреждения уже есть: недавно группа местных жителей прислала в администрацию письмо, в котором предупреждала, что скоро в городе начнут громить магазины и автомобили. Впрочем, и в профсоюзе, и в администрации расценивают такие письма как жест отчаяния. Но если ситуация не изменится, недовольство, несомненно, найдет себе выход. Первые кандидаты на объекты приложения этого недовольства - дорогие машины начальства, немногочисленные гастарбайтеры, а также сами предприятия, которые по старой привычке могут начать разбирать по кусочкам. С одной стороны, в маленьком городке все друг друга знают, с другой - не слишком рафинированную местную молодежь это может и не остановить.
Пока собственники пикалевских заводов ведут долгоиграющие переговоры о возобновлении производства, областные и местные власти предлагают жителям другие виды работы. В частности - на заводе «Титран» в 40 км от Пикалево и на других областных предприятиях. Рабочие не соглашаются. Пока есть хоть какая-то возможность, никто не хочет уезжать от семей да и предложенная работа оплачивается значительно хуже (по данным рабочих, в пределах 5-7 тысяч рублей) вкупе с отсутствием развозки, условий для проживания и т.д.. Менять Пикалево на жизнь в вагончиках и работу вахтовым методом желающих не находится. Тем более, что пикалевские заводы автоматизированы, а предлагаемые места работы - это физический труд.
Местные власти рассчитывают на помощь губернатора - кроме вариантов с рабочими местами, должны быть выделены деньги из бюджета на общественные работы, к которым тоже надеются привлечь местных жителей. В администрации города надеются, что общение губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова как с собственниками заводов, так и с федеральными властями, поможет ускорить решение проблемы. Местные жители, впрочем, ни на кого, похоже, не надеются. Пережидая кризис, пикалевцы пытаются найти себе временные занятия самостоятельно. Временные - потому что уверены, что заводы начнут работать снова. Среди временных работ – «трудоустройство» в местных лесах, по-серому и по-черному. Ну, а главная примета кризиса - в городе появились таксисты, которых здесь не было никогда. Так местные жители решили использовать свои преимущества в виде автомобиля. За скромное вознаграждение вас могут отвезти и на соседнюю улицу, и в соседний город. Новая услуга пользуется особенной популярностью в праздники и дни рождения.
|