|
|
|
Новым профсоюзным лидером Карелии стал бывший руководитель студенческого профсоюза ПетрГУ Илья Косенков.
Выборы прошли на прошлой неделе, Косенков сменил явно засидевшегося на этой должности Геннадия Гришунина. У нового профсоюзного босса амбициозные планы: превратить отжившие своё осколки советской «кузницы кадров» во влиятельную организацию с современными методами работы.
Каким образом он планирует это сделать, Косенков рассказал в интервью.
Душераздирающая картина
- Илья, будем честны: карельские профсоюзы сегодня - это печальное зрелище. Формально независимые профсоюзы сотрудничают и с властью, и с «Единой Россией» и совершенно не способны защищать интересы своих членов. И что можно сделать в этой ситуации?
- Соглашусь с тем, что некоторые люди стали воспринимать профсоюзы как атавизм, оставшийся со времён СССР. Это неверное суждение, и здесь многое зависит от качества работы профсоюзного актива. Например, когда я приходил на должность руководителя профкома ПетрГУ, студенты тоже воспринимали профсоюз как нечто серо-бюрократическое, да ещё и со всем максимализмом юности. А сейчас в университете на первом курсе - почти стопроцентная вступаемость, и это одна из самых боеспособных общественных организаций в республике. Мы сумели сделать так, что каждый студент получает от членства в профсоюзе вполне определённые преимущества. То же самое мы надеемся сделать и с карельским объединением профсоюзов. Основная слабость была в том, что зачастую руководство профсоюзов действовало методами 80-х годов прошлого века: резолюции, постановления, разовые митинги. А времена изменились, стали быстрее, жёстче, технократичнее. Теперь резолюция профсоюзного собрания, минуя стол чиновника или работодателя, зачастую попадает прямо в мусорную корзину. Поэтому нужно брать на вооружение новые методы, от политических (борьба за представительство в органах законодательной власти и влияние на общественное мнение) до экономических (от анализа экономического состояния предприятий и вскрывания разных незаконных «схем» до забастовок).
Отвечать за обещания
- Первая же проблема, с которой Вы столкнётесь, - индексация заработной платы бюджетников. В бюджете предусмотрено 6,5%, и то с июля 2011-го. Звучит как издевательство - с учётом поедающей всё и вся инфляции...
- Здесь Карелия стала заложником общефедеральной ситуации. Центр не рекомендует регионам при индексации выходить за пределы планки в 6,5%. В последнее время мы по всей России наблюдаем целенаправленные попытки ограничить права трудящихся через внесение измений в Трудовой кодекс, систематический отказ от индексации заработной платы, наступление на социальные права граждан. Всё это явилось причиной организации общероссийского внеочередного съезда ФНПР в начале января 2011 года. Надеюсь, мы сможем выработать адекватный ответ на сложившуюся непростую ситуацию.
- Много шума наделало заявление сегежских профсоюзов, которые предложили отозвать из карельского парламента депутатов от Сегежи. Это как раз те самые - новые методы влияния?
- По сути, да. Ведь сегежане выступили за отзыв депутата Петриляйнен не только потому, что она поддержала проект изменений в закон о звании «Ветеран труда Республики Карелия», но и потому, что человек, выдвигавшийся от образования, поддержал сокращение расходов именно на образование. Понятно, что есть партийная дисциплина, но всё равно, это уже ни в какие ворота не лезет. Мы и впредь будем напоминать народным избранникам о тех обещаниях, которые они давали своим избирателям в ходе кампаний. А то повелось, что после выборов никто ни за что у нас уже не отвечает.
Широкий круг вопросов
- Говорят, что Вы избирались при поддержке правительства Карелии. Но выбранная Вами линия поведения неизбежно ведёт к столкновению с властью, разве не так?
- Я избирался при поддержке членов профсоюза. Моя кандидатура широко обсуждалась, и делегаты конференции путём тайного голосования доверили мне этот непростой пост.
Что касается правительства, то у них с нами есть и множество совпадающих интересов. Например, мы все заинтересованы в том, чтобы на предприятиях вовремя, в срок и официально выплачивались высокие зарплаты. Более того, подоходный налог остаётся в местном бюджете, и это позволяет решать различные социальные проблемы, в т.ч. по зарплатам «бюджетников». Вообще, наш подход заключается в том, что профсоюзы должны стать организацией, которая реально защищает и помогает своим членам - по полному кругу вопросов, от квалифицированной юридической помощи и поддержки в случае конфликта с работодателем до организации учёбы и отдыха. Уверен, что эта работа в конечном итоге позволит перевести многие острые вопросы в правовое русло, снизит социальную напряжённость, что тоже на руку власти. Подобных совпадений интересов - множество.
- А каков критерий, по которому Вы сами будете оценивать свою работу: удалось, не удалось реализовать свои замыслы?
- Разумеется, карельские профсоюзы должны стать влиятельной силой, с которой будут считаться и власть, и работодатели. Определить степень влияния, конечно, сложно, но для меня успех будет заключаться в создании ситуации, при которой человек, ушедший с одной работы и устраивающейся на другую, первым делом будет интересоваться: а где тут у вас профсоюзная ячейка? Потому что вне профсоюзного братства ему будет уже не так комфортно.
Думаю, что мы этого добьёмся, и профсоюзы станут реальной силой, полезной для людей труда и общества в целом.
- Удачи в Ваших начинаниях! Автор: Хорошавин Сергей
|