|
|
|
Сегодня, 22 декабря, в московском Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция Центра социально-трудовых прав «Трудовые отношения в России: итоги 2010 года». Мероприятие открыл Петр Бизюков, главный специалист социально-экономических программ ЦСТП , представивший итоги предновогоднего экспертного опроса, проведенного ЦСТП, обобщающего оценки 2010 года, прогнозы и предложения экспертов на следующий год. В ходе опроса, в котором приняли участие профсоюзные лидеры и эксперты, были названы наиболее значимые события уходящего года в сфере социально-трудовых отношений в России. В качестве самых значимых были названы два события – инициативы РСПП по изменению Трудового Кодекса («Прохоровские инициативы»), и события в Междуреченске в мае 2010г. Инициативы РСПП по изменению Трудового кодекса, озвученные Михаилом Прохоровым, вызвали бурную реакцию в стране. Однако в центре обсуждения оказался наиболее одиозный пункт об увеличении рабочей недели до 60-ти часов при согласии работника, рассмтриваемый многими экспертами как «дымовая завеса». При этом за пределами рассмотрения остались другие предложения, такие как расширение сферы применения срочных трудовых договоров и введение права работодателя изменять трудовой договор в одностороннем порядке. «Работодательское сообщество всерьез сделало заявку на ухудшение стандартов трудовых отношений – говорит Петр Бизюков. – Работодатели, решив, что работники и их профсоюзы окончательно обезоружены, перешли к демонтажу системы социальных гарантий». События в Междуреченске – выступления шахтеров и горожан 14 мая 2010г., приведшие к перекрытию железной дороги и столкновениям с ОМОНом – стали следствием страшной аварии на шахте «Распадская», в которой погибло 90 человек, а также попыток руководства шахты и города замолчать и исказить ситуацию. Эти волнения – случай перерастания стихийного трудового протеста в обще-социальный / политический. Причиной такого развития событий является отсутствие нормальных форм диалога – как в рамках предприятия, так и на уровне города – отметил Бизюков. В числе важнейших событий эксперты назвали слияние Всероссийской конфедерации труда (ВКТ) и Конфедерации труда России (КТР) – крупнейших после ФНПР профсоюзных объединений страны. В воссоединенный КТР входят крупнейшие профсоюзы, отличающиеся значительно большей, чем входящие в ФНПР, защитной направленностью своих действий.
«Нельзя не упомянуть – отмечается в докладе, - что слияние профобъединений происходило в условиях, когда альтернативные профсоюзы пытались расколоть. Действие профобъединения «Соцпроф» многие рассматривали как попытку сделать профсоюзное движение управляемым и контролируемым. Факт слияния ВКТ и КТР позволяет говорить о сделанном шаге в сторону укрепления профсоюзов страны».
Другие важные события, отмеченные экспертами – устранение защиты для неосвобожденных лидеров профсоюза, последствия кризиса для работников – несмотря на официальное «завершение» кризиса, трудные времена для многих работников продолжаются, провал пенсионной системы, конфликт авиадиспетчеров, реформа Фонда социального страхования, новая ставка социального налога, обсуждение возможности повышения пенсионного возраста, изменение структуры МРОТ, уменьшение размеров компенсации за вредные условия труда и др.
В качестве необходимых мер эксперты назвали в первую очередь либерализацию законодательства о забастовках и возвращение гарантий защиты неосвобожденных лидеров профсоюзов.
Помимо этого были названы усиление наказаний за нарушение трудового законодательства, развитие и демократизация профсоюзов, запрещение заемного труда, усиление регулирющей роли государственных органов и пр.
Выступавшая следом Елена Герасимова, директор Центра социально-трудовых прав, сосредоточилась на юридически значимых событиях уходящего года – как осуществленных изменениях законодательства, так и не принятых еще инициативах и законопроектах.
По ее словам, в 2010 году изменился сам дискурс в обсуждении вопросов к трудовой области.
Самым обсуждаемым законопроектом и тут стали поправки, предложенные РСПП. Герасимова так же отметила, что наиболее яркий пункт о введении 60-часовой недели абсурден – в том числе, его принятие противоречило бы и международным обязательствам, принятым на себя Россией. Однако его обсуждение позволяет избежать широкой огласки другим, не менее катастрофичным для социальных стандартов положениям.
Кроме того, сенсацией стала исходящая от Правительства инициатива о повышении пенсионного возраста. Как и в предыдущем случае, тут первостепенную роль играет скорее внедрение в общественное сознание мысли о неизбежности пересмотра социальных стандартов – если не сегодня, то завтра.
Значимым событием являетс я также замена Единого социального налога выплатами в различные социальные фонды – общий уровень которых значительно превышает ЕСН, что вероятно приведет к уходу значительной части зарплат в тень.
Стоит отметить также инициативу депутатов Госдумы Исаева и Тарасенко, долженствовавшую запретить использование заемного труда, однако оставляющую для него лазейку в форме привлечения работников через организации-посредники. Фактически, это приведет лишь к легализации заемного труда в более последовательной форме – считает эксперт.
Упомянула Герасимова и о вынесении Верховным судом РФ положительного с точки зрения наемных работников решения о понимании МРОТ только как базовой тарифной ставки, без учета премий и надбавок, вскоре, однако, судорожно им отозванного. Пониматься это может лишь как сугубо политическое решение.
Подводя итог, Елена Герасимова отметила, что уровень трудовых стандартов в течении всего одного года ощутимо снизился, те же вроде бы положительные инициативы, которые возникали, оказались либо неоднозначными, либо имеют весьма мало шансов на успех.
Эксперт по профсоюзам ЦСТП Эдуард Вохмин указал на то, что в России единое поле трудовых отношений сегодня отсутствует. Структура занятости представляет из себя большое количеств слабо пересекающихся полей. Сообщество наемных работников в стране сегментизировано, причем эти сегменты все более напоминают касты. Такие поля, как например ремонтники-гастарбайтеры или политтехнологи практически никак не зависят от законодательства. Причем число таких сфер постоянно растет – создается впечатление, что государство осознанно и поступательно скидывает с себя ответственность за все новые и новые слои населения.
Затрудняется и защита трудовых прав граждан профсоюзами - в том числе, и законодательно.
В отношениях государства с крупными бизнес-игроками трудовые права граждан выступают как разменная монета – в обмен на возрастающие пополнения бюджета за счет налогов, государство отдает на откуп корпорациям «оптимизацию убытков» (а любая социальная нагрузка воспринимается бизнесом именно как убытки). Эксперт считает такую стратегию порочной – «Если относиться к людям как к сырью – никакой модернизации не получится».
В целом, оценки экспертов смещены в негативную сторону – как выступавших, так и принявших участие в опросе. Больше говорилось об ухудшении ситуации, чем об улучшении или нормализации, о предотвращении и сопротивлении – больше, чем о развитии. «Ухудшение и осложнение ситуации продолжается. Старые проблемы не исчезают. Они просто перекрываются новыми, еще большими».
|