Сегодня в России около 70 млн занятого населения - то есть около 30 млн рабочих мест. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда на каждом рабочем месте.
Согласно постановлению правительства РФ N 870 от 20.11.2008 г. компенсации за работу в неблагоприятных условиях предоставляются только по результатам аттестации рабочих мест, которая проводится раз в пять лет. Выросли и штрафы за нарушение норм охраны труда. Словом, предприятиям без аттестации рабочих мест не обойтись. Занимаются ею специальные организации, аккредитованные в соответствии с действующим законодательством. Однако в последнее время отлаженная система этих лабораторий претерпевает разного рода изменения. И не всегда - в лучшую сторону.
С 2002 г. в России наряду с другими системами действовала специализированная Система сертификации работ по охране труда (ССОТ), внесенная в реестр Ростехрегулирования. Ее основой являлись аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории. В 2010 г. Минздравсоцразвития посчитало недостаточным аккредитации лабораторий в системе ССОТ и решило провести еще одну дополнительную - аккредитацию уже аккредитованных организаций. Ее правила установлены приказом министерства N 205н от 1.04.2010 г. Минздравсоцразвития не имеет права "разрешить" или "отказать" заявителю, прекратить его деятельность или взимать за аккредитацию плату, оно обязано лишь внести организацию в реестр.
Но на деле практически все организации, ведущие аттестацию рабочих мест, сейчас "зависли в воздухе" из-за несоответствий и двойственности в терминологии этого приказа и "Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда". Работа выполняется та же, что и прежде, а формально их деятельность не соответствует требованиям новых правил. Ряд лабораторий оказались "за бортом" реестра, поданные заявки тормозятся, аттестация рабочих мест буксует.
Кстати, общие затраты по России на инструментальные измерения и оценку вредных факторов, оформление документации по аттестации рабочих мест на эти цели составляют около 60 млрд руб. Деньги немалые. А значит, и конкуренция за то, чтобы их получить, велика.
По информации "Агентства национальных новостей", генеральная инспекция труда Объединения профсоюзов России "Соцпроф" провела экспертизу приказа N 205н на коррупционность и сделала вывод: подобный фактор имеет место в приложении к правилам аккредитации. Более того, по заключению экспертов "Соцпрофа", эти правила противоречат принципу свободы экономической деятельности в области охраны труда. Эксперты "Соцпрофа" считают: сужение круга "допущенных" приведет к резкому спросу на услуги, повышению их стоимости, распространению серых схем - и в итоге к некачественной оценке условий труда.
Специалисты дают рекомендации, как доработать документ. Ответа пока нет. Но на 28.10.2010 г. по списку Минздравсоцразвития было аккредитовано около 30 организаций, занимающихся аттестацией рабочих мест. Причем 10 из них, по сообщению информационного агентства, оказались членами некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Национальное общество аудиторов трудовой сферы", работающего, по данным прессы, под эгидой Минздравсоцразвития. В состав органов управления НП, по информации с сайта партнерства, входят чиновники Минздравсоцразвития: замминистра Александр Сафонов - председатель наблюдательного совета, а заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития Валерий Корж входит в совет партнерства - постоянно действующий коллегиальный орган управления НП.
Всего же в реестр ССОТ входят 748 лабораторий, из которых лишь 9% - члены упомянутого партнерства. Стать членом партнерства организациям настойчиво рекомендуют на профессиональных семинарах - что означает для новых участников внести членский взнос (в прессе озвучивается сумма в 50 тыс. руб.), плюс понести затраты на аккредитацию в рамках системы ГОСТ Р (по некоторым оценкам, еще около 250 тыс. руб.), не говоря уже об участии в семинарах, докупке измерительных приборов по определенному списку и т.д. На практике выходит, что внесение в реестр Минздравсоцразвития зависит от вступления в партнерство.
Многие из подавших заявки жалуются, что документы им вернули по формальным основаниям. А, к примеру, ЗАО "Клинский институт условий труда "ОЛС-комплект", гендиректор которого Олег Косырев одновременно является председателем совета НП, заявку подал за день до официальной публикации приказа N 205н в "РГ" - и был включен в реестр под номером 2. Такие факты вызывают резкую реакцию на профильных форумах в Интернете и жалоб в контролирующие органы.
Руководители организаций жалуются не только на действия конкретных лиц (например, того же Валерия Коржа, работу которого, по сообщениям прессы, участники профильных интернет-форумов называют "непрозрачной"). В органы прокуратуры и в само Минздравсоцразвития идут письма, в которых отмечены недостатки пресловутого приказа N 205н и его несоответствия российскому законодательству.
Таким образом, процесс аккредитации тормозится и зависит от трактовки положений приказа отдельно взятым чиновником министерства. Эксперты настойчиво просят руководство Минздравсоцразвития прислушаться к замечаниям к новым регулирующим документам и исключить "коррупционный фактор" в столь важной сфере.
Кстати, с 1 декабря 2010 года в соответствии с п. 3 приказа Минздравсоцразвития N 205н свыше 700 лабораторий должны будут прекратить свою деятельность, и количество безработных в нашей стране увеличится за один день на 25 000 человек. Печально, что причиной тому будут не до конца продуманные действия лиц, ответственных за планирование и реализацию мероприятий в области совершенствования всей системы охраны труда в РФ. Автор: Филиппов Александр
|