|
|
|
Не успел Байкальский ЦБК проработать год после длительного простоя, как его работники снова готовы протестовать. Областной профсоюз работников лесных отраслей направил обращение прокурору Слюдянского района. В письме ситуацию называют «взрывоопасной» и обвиняют руководство комбината в нарушении законов. В частности, работники недовольны низкой зарплатой и формой трудовых договоров, а также размером компенсации в случае смерти на рабочем месте.
«Мы запросили компенсации морального вреда, но на комбинате нам ничего не ответили. В результате решили обратиться в суд. Наше заявление принято. Первое судебное заседание назначено на 25 февраля», – рассказала Юлия Алибекова, дочь сотрудника БЦБК Виктора Алибекова, погибшего на комбинате в августе 2010 года. Несчастный случай, в результате которого погиб и коллега Алибекова Виктор Васнецов, некоторое время держался в секрете, в частности, от профсоюзов. Однако после огласки инцидент расследовала тогда специальная комиссия, в которую вошли представители Ростехнадзора и Облсовпрофа. Экспертиза показала, что смерть мужчин наступила в результате острого кислородного голодания. Комиссия сделала вывод о неудовлетворительной организации труда на БЦБК и передала материалы экспертизы в следственные органы.
Однако следствие так и не возбудило уголовное дело в отношении виновных, среди которых был назван и экс-гендиректор БЦБК Константин Прошкин. «В прокуратуре Слюдянского района мне вручили уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела. Там много причин, в том числе отсутствие свидетелей», – рассказала Юлия Алибекова. Заместитель руководителя областного профсоюза работников лесных отраслей Владимир Порошин подтвердил, что уголовные дела после несчастного случая возбуждены не были. «По некоторой версии, один работник оказался там, ему стало плохо, а второй попытался его вытащить. Но так и не было установлено, почему работники вообще забрались в котёл. Кроме того, не было найдено ни одного документа, который бы обязывал их находиться в котле», – отметил Порошин.
На БЦБК предпочитают не комментировать ситуацию, оставляя все вопросы журналистов без ответа. Однако, как утверждает Порошин, родственникам погибших комбинат всё-таки выплатил компенсации, положенные по коллективному договору. Выплата составила половину годового заработка работника. Однако за компенсацию морального вреда семьям пришлось судиться. «Профсоюз БЦБК не имеет для требования выплат достаточно полномочий, так что за своё горе будем сами по судам ходить», – посетовала Юлия Алибекова. Вместе с сестрой, которая на момент гибели отца была беременна и испытывала проблемы со здоровьем, Алибекова запросила от комбината два миллиона рублей. «Юристы сказали, что это нормальная сумма в данной ситуации, – добавила Юлия. – Хотя жене второго погибшего удалось отсудить только 700 тысяч рублей. Это смешные деньги, учитывая, что у неё осталось трое детей и живут они в доме, который скоро развалится».
Получил ли положенные выплаты ещё один работник БЦБК, Алексей Фролов, пострадавший на рабочем месте, пока неизвестно, отметил Порошин. Мастер цеха капитального ремонта электрооборудования ТЭЦ комбината 11 января упал с восьмиметровой высоты. Как уточнялось в информационных сообщениях, Фролова случайно нашла бригадир изоляционного цеха. У работника зафиксировали открытую черепно-мозговую травму, переломы рук и носа. Свидетелей происшествия опять не было. Владимир Порошин добавил, что пострадавшему полагается компенсация, но «её выплату надо контролировать».
В профсоюзе работников лесных отраслей уверены, что «ситуация на БЦБК в целом накаляется». «Людям платят по 8-10 тысяч рублей. При этом нанимают сотрудников исключительно по срочным договорам», – сказал Порошин. Всего на БЦБК сейчас работают 800 человек. И только сотрудники ТЭЦ имеют бессрочные договоры.
В результате почти весь персонал лишён права пользоваться большинством льгот и выплат, предусмотренных коллективным договором. К примеру, работники не получают отпускные, отметил Порошин. По его словам, сейчас люди пытаются добиться признания договоров бессрочными. «За четыре месяца «отбили» 44 договора. Выиграли. Но ещё больше семисот. Сколько времени и нервов понадобится?» – возмутился Порошин. Он добавил, что трудовая инспекция не зафиксировала нарушений трудового законодательства на БЦБК, несмотря на настойчивые требования профсоюза.
В результате 27 января терпение многострадальных работников БЦБК начало иссякать. Отраслевой профсоюз обратился в прокуратуру Слюдянского района, к прокурору Иркутской области, а также гендиректорам «Континентальинвеста» (совладелец комбината) и БЦБК. В своём письме профсоюз указывает на то, что «обстановка на БЦБК с момента его запуска сложная». «Работники комбината в результате нарушений действующего трудового законодательства доведены до отчаяния. Ситуация просто взрывоопасная. Работодатель своими действиями провоцирует социальный взрыв и не даёт себе отчёта в том, что может произойти», – говорится в обращении. Прокурора Слюдянского района попросили принять эффективные меры прокурорского реагирования, направленные на устранение нарушений действующего законодательства и привлечение виновных к ответственности. «Не знаю, чем это всё закончится. Но без пикета уже точно не обойдётся», – заключил Порошин. Автор: Шелехова Лариса
|