Миграция населения и трудовых ресурсов является сегодня объективным процессом во всем мире. Проблемы связанные с трудовой миграцией в России крайне остры и актуальны. В разделе размещены материалы посвящённые трудовой миграции, ее регулированию, а также комментарии государственных и общественных деятелей.
Испания: Массовые акции протеста прошли по всей стране в знак несогласия с реформой образования. Как сообщили испанские СМИ, в самой масштабной демонстрации в Мадриде приняли участие 20 000 студентов.
Германия: Правительство страны одобрило и отправило на рассмотрение в бундестаг законопроект, целью которого является выравнивание мужских и женских зарплат.
Владимир Путин: спешить с фундаментальными изменениями в образовании нельзя
К дискуссии о проекте образовательного стандарта для старшеклассников присоединился российский премьер Владимир Путин: на заседании президиума правительства он выразил сомнение в том, что такие стандарты вообще нужно принимать.
«Если ваши эксперты решили сделать физическую культуру единственным обязательным предметом в школе, то мне кажется, они перестарались», – сказал во время прошедшего в среду заседания президиума правительства премьер-министр Владимир Путин, обращаясь к министру образования и науки Андрею Фурсенко. Глава Минобрнауки тут же ответил, что противники стандартов не совсем правильно трактовали документ и такие важные предметы, как русский язык, литературу, математику и историю, никто отменять не собирается. В заключение этого разговора премьер заявил, что «спешить с такими фундаментальными изменениями нельзя – нужно как следует подготовиться и на ясном глазу принимать такие решения».
Проект федерального образовательного стандарта (ФГОС) для старшеклассников вызвал шквал критики общественности. Недавно в блогосфере появилось открытое письмо первым лицам страны, авторы которого просят «наложить вето» на этот документ. По мнению членов инициативной группы, стандарты для учеников старших классов предполагают лишь четыре обязательных предмета – ОБЖ, физкультуру, «Россия в мире» и так называемый «индивидуальный проект», а остальные предметы перейдут в разряд необязательных, а следовательно, могут выпасть из учебного поля.
До этого проект школьных стандартов, разработанный Институтом стратегических исследований образования РАО совместно с группой под руководством генерального директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова, обсуждался педагогической общественностью уже в течение года. Четыре месяца назад он был вывешен на сайте Минобрнауки для общественного обсуждения, а два месяца назад, в конце декабря прошлого года, прошли широкие общественные обсуждения проекта стандартов под патронажем Общественной палаты, участниками которых были тоже в основном представители педагогического сообщества.
У учителей было много замечаний к тексту проекта, но они были совсем другого рода. К примеру, главные претензии педагогов состояли в том, что в стандарте «отсутствует реальное наполнение предметных областей», а все формулировки очень обтекаемы – при желании их можно интерпретировать совершенно по-разному. Кроме того, говорили учителя, исходя из текста документа ответственность за качество и уровень образования ложится на школу, а государство «вообще ни за что не отвечает». Также они указывали на то, что в стандарте не прописан механизм, который смог бы обеспечить проверяемость результатов учебы школьников, а следовательно, документ будет стимулировать необъективность в оценках. Про содержательность дисциплин в дискуссиях учителей речь тоже шла, но они не считали, что стандарт предполагает вывести русский язык, математику, историю и другие основные предметы за границы обязательного изучения в школах.
В начале этой недели глава Рособрнадзора Любовь Глебова заявила, что поднявшая крик общественность все неправильно поняла. «Стали все обсуждать, что в школе будет четыре обязательных предмета. Да не так прочитана эта история, – сообщила Глебова. – Да, четыре предмета, которые в образовательной программе должны быть обязательными по закону, в том числе ОБЖ и физкультура. Дальше есть набор предметов, который в обязательном порядке изучается, но в разном объеме – либо на базовом уровне, либо на углубленном уровне. Но в любом случае это нормальная дискуссия, и в стандарте, который предложен группой разработчиков, есть многие вопросы, которые сейчас вскрываются. Мы же, со своей стороны, следим за тем, чтобы в этих стандартах программа формировалась так, чтобы она могла быть оценена как индивидуальные образовательные достижения».
Сами разработчики стандарта тоже говорят, что никто не хотел лишать школьников их законного права на изучение ключевых предметов. По их мнению, схема обучения, предложенная в рамках документа, вероятно, сложна для понимания обычных граждан.
«Каждый ученик в обязательном порядке должен будет выбрать шесть-семь предметов из шести предметных групп», – пояснил генеральный директор издательства «Просвещение» и руководитель рабочей группы Александр Кондаков. Первая группа – это русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык и литература, родной язык, родная литература). Вторая группа – иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык). Третья – математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала анализа, геометрия, информатика). Четвёртая – общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право). Пятая – естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология). И шестая – искусство или предмет по выбору. В качестве обязательных для всех учеников предлагается ввести еще три предмета. Это интегрированный курс «Россия в мире» (представляющий роль и место нашей Родины в мировой истории, культуре, политике и экономике), ОБЖ и физическая культура.
По словам Кондакова, предметы могут изучаться на интегрированном, базовом либо профильном уровне. Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета. Предметы, которые школьники будут изучать на интегрированном уровне (русская словесность, математика и информатика, обществознание, естествознание), дают «общекультурную и общеобразовательную подготовку», а базовые и профильные предметы «обеспечивают более фундаментальное изучение основ наук, которое даст возможность успешного профессионального обучения и успешной социализации в профессиональной сфере».
«Тот, кто, к примеру, собирается поступать на филологический факультет, выберет на профильном уровне русский язык, русскую литературу, иностранный язык, на базовом уровне – историю, на интегрированном уровне – математику и информатику, естествознание. Если ученик готовится поступать на мехмат, то он выберет на профильном уровне математику, информатику, физику, на интегрированном – русскую словесность, обществознание, на базовом – иностранный язык. Обязательным станет индивидуальный проект, межпредметный или социальный, направленный на применение полученных знаний в реальных жизненных ситуациях», – добавил он.
Накануне гендиректор «Просвещения» встречался с авторами письма и пообещал им, что какие-то из их предложений обязательно будут внесены в новую редакцию школьных стандартов, сообщили в пресс-службе издательства.
Автор открытого письма, учитель русского и литературы, главный редактор газеты «Литература» (ИД «Первое сентября») Сергей Волков пояснил почему это обращение вызвало такую бурную общественную реакцию.
«Открытые письма по поводу содержания проекта стандартов писали и раньше, но нам удалось простым и доступным языком объяснить простые вещи, которые оказались понятны и близки многим людям. Они поняли, что над ними нависает угроза сужения образовательного поля», – считает Волков. На возражения экспертов о том, что стандарты были неправильно трактованы и поняты, он отвечает, что «они были поняты так, как были написаны». «Когда я слышу, что вместо запятой там должен стоять союз «и», меня это удивляет. От запятой зависит много, и этих запятых мы нашли много. Может быть, это не мы плохо прочитали, а они плохо написали, и тогда наши вопросы вовсе не беспочвенны», – добавляет он. По словам Волкова, с одной стороны, проблема высветилась, но с другой стороны, на текст письма сейчас накручивается много ложной информации. «Кто-то считает, что речь идет про законопроект «Об образовании», есть и те, кто решил, что речь идет о платном образовании, кто-то это трактовал как то, что в школе будет вообще четыре предмета. В нашем письме ничего такого не написано – мы лишь просили наложить вето на столь быстрое и радикальное перекраивание. Не нужно принимать поспешных и до конца не продуманных шагов», – подчеркнул Волков.
Представители педагогического сообщества уверены, что новые стандарты школы в любом случае необходимы.
«С 2004 года и до настоящего времени обязательных стандартов не существует и какие-то единые четкие правила отсутствуют. Есть так называемые «федеральные компоненты», которые и устанавливают, какие предметы должны изучать школьники и сколько должно быть отведено часов на каждый из них. На мой взгляд, в проекте новых стандартов подход к определению учебного плана для старшеклассников вполне современный и дает возможность обеспечить достаточно высокий уровень обучения и подготовки. Они должны будут из предметов, относящимся ко все областям, самостоятельно и добровольно выбирать индивидуальные программы в соответствии со своими дельнейшими планами на обучение», – убежден президент Общественного института развития школы Олег Лебедев.
Сейчас работа над стандартом продолжается. «До 15 февраля года проект федерального государственного образовательного стандарта общего образования старшей школы по решению Совета по стандартам Минобрнауки дорабатывается в соответствии с внесенными замечаниями и предложениями, а 15 февраля он будет представлен в министерство», – пояснил Кондаков. Впрочем, после вчерашней полемики на заседании президиума правительства источники в министерстве говорят, что сроки могут сдвинуться; поэтому, когда появится новая редакция документа, пока что неясно. Но, как и было ранее запланировано, общественные обсуждения будут продолжаться строго до 15 февраля.
В любом случае в ближайшее время внедрять документ никто не собирается, хотя предварительные сроки его введения уже намечены.
«Стандарт обязательного полного образования будет введен в 2020 году, а в 2013-м у некоторых школ появится возможность в добровольном режиме протестировать его. В любом случае оснований для беспокойства нет: абсолютно очевидно, что подписывать стандарты министр будет только после того, как все выскажут по этому поводу свое мнение», – считает Любовь Глебова.
Премьер-министр РФ Владимир Путин потребовал от Минобрнауки не спешить с изменением стандартов образования, чтобы не получилось так, что единственным обязательным предметом в школе станет физкультура.
30 января около здания Министерства образования и науки РФ на Тверской улице в Москве состоялась акция педагогов и активистов профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность».
Германия: Воспитатели немецких дошкольных учреждений и учителя школ во вторник объявили забастовку. Участники акции протеста требуют 6-процентного увеличения зарплаты.
Бангладеш:Глобальный союз IndustriALL и Глобальный союз UNI совместно запустили онлайн кампанию, призывающую правительство страны немедленно и безоговорочно освободить профсоюзных лидеров швейной промышленности.
Италия: Глобальный союз IndustriALL и энергетический гигант Eni продлили глобальное рамочное соглашение, договорившись о расширении прав 33000 работников, напрямую нанятых компанией в 65 странах мира.