|
|
|
Большегрузным автомобилям могут запретить выезд на дорогу днем при температуре свыше 25°С, это ограничение может вступить в силу нынешним летом.
Чиновники говорят, что в жару автомобили с тяжелыми грузами разрушают дорожное полотно, однако необходим гибкий механизм установки и снятия запретов. Дальнобойщики говорят, что в России нет для этого инфраструктуры, и опасаются роста коррупции.
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) предлагает ограничить движение большегрузного транспорта в дневное время, чтобы предотвратить образование колей на дорогах. Как сообщил в пятницу глава ведомства Анатолий Чабунин, ограничение может быть введено, если температура будет держаться на уровне 25° С и выше в течение трех дней. Согласно действующим нормативам, движение большегрузных автомобилей ограничивается при 32-градусной жаре.
«Надеюсь, что эти наши мероприятия, которые мы провели в приказы Минтранса в том числе, позволят нам в 2011 году воспользоваться этим приемом (ограничение движения большегрузных автомобилей в дневное время суток) так же, как пользуются им наши коллеги по Белоруссии и Казахстану», — заявил Чабунин.
Согласно проекту приказа, «временное ограничение движения транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения с асфальтобетонным покрытием», планируется вводить в дневное время, с 9.00 до 21.00 часа, в период с 15 июня по 15 августа 2011 года.
Большегрузными в России считаются грузовики, полная масса которых превышает 38,5 тонн, а нагрузка на ось - 10 тонн.
«Приказ находится в стадии проекта, сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы снизить допустимую температуру до 25 градусов. Норма в 32 градуса существовала для так называемого лета, не выходящего за пределы нормы, - сказал советник главы Росавтодора Андрей Меньшов. - В прошлом году мы столкнулись с температурами, которые явно выходят за пределы нормы, и, как выяснилось, длительное температурное воздействие оказало губительное воздействие на верхний слой дорожного покрытия»
По его словам, в ведомстве считают целесообразным снизить температурный порог и предусмотреть механизм введения ограничений, рассчитанный на те случаи, когда жаркая погода держится в течение длительного времени. Сейчас механизм введения и снятия ограничений находится в стадии разработки, сам приказ должен быть окончательно согласован ближе к лету, - говорят в Росавтодоре.
По словам президента ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олега Скворцова, при температуре воздуха 25 градусов температура асфальта может доходить до 35 градусов и выше. «Поскольку у нас в последнее время стали применять пластичные битумы, чтобы зимой сократить образование трещин, то при высоких температурах большегрузы набивают колею, - сказал он. - При нагревании происходит пластичная деформация асфальта».
«Повреждение зависит не столько от массы автомобиля, сколько от осевой нагрузки, - сказал Скворцов. - Так, может быть тяжелый автомобиль, а осевая нагрузка меньше. Например, американские грузовики спроектированы так, что при большой массе у них большое количество осей и в итоге нагрузка на покрытие меньше. У нашего же «КамАЗа» слишком сближены задние оси».
Вместе с тем введение более жестких запретов на движение грузовиков в жару может привести к дефициту мест на стоянках, а также спровоцировать коррупцию.
Председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко сталкивался с подобными ограничениями в Белоруссии, где в жару выше 25 градусов закрыт дневной режим движения для большегрузов. «Там не возникает никаких вопросов к подобного рода мерам только потому, что если запрет есть, то не едет никто - ни международники, ни по блату, ни как угодно, - говорит он». - Все ждут, пока зайдет солнце, остынет асфальт, и в ночь едут дальше. В наших реалиях все выльется в то, что запрещать будут всем, а вот за взятку кто-то проскочит. Либо местный строитель договорится с местными чиновниками, чтобы его самосвалы все-таки пропускали, либо зерновоз решит вопрос с местными гаишниками. Весь смысл этого мероприятия в таком случае сойдет на нет. Наша коррупция извратит любое, даже нужное и полезное дело».
Кроме того, в Белоруссии, когда машины переводятся на ночное движение, по трассе через каждые 10-15 км есть карманы — оборудованные бесплатные площадки для отдыха. «У них есть инфраструктура, где большегрузы отстаиваются, — обращает внимание Валерий Войтко. — Если же в России несколько областей из-за жары будут закрыты для дневного движения машин — где им отстаиваться? Это должны быть бесплатные и охраняемые площадки. Ведь в одном месте скопится большое количество грузовиков, которые перевозят колоссальные материальные ценности. Инфраструктуры для введения таких ограничений в России нет».
По мнению председателя комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева, применение «температурного» запрета на проезд грузовиков в жару в дневное время невозможно из-за огромного размера страны и разницы в часовых поясах. «Взятки будут брать контролирующие органы. В стране с девятью часовыми поясами и большим количеством температурных режимов непонятно, как и кто это будет регулировать».
|