|
|
Валерий Михайлович Горбенко |
|
Мы вынуждены выйти на улицу в связи с затянувшимися неразрешенными трудовыми спорами, – рассказал председатель Федерального профсоюза авиадиспетчеров России (ФПАД) Сергей Ковалев.
Мы выступаем против действий руководства ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения», которое не выполняет обязательства по индексации заработной платы, предусмотренной условиями коллективного договора, и уклоняется от переговоров по заключению с нами договора на следующий период.
Массовые акции протеста по всей России авиадиспетчеры проводили еще в марте-апреле прошлого года. По словам председателя ФПАДа, профсоюз долгое время пытался урегулировать трудовой спор с работодателем мирно, без пикетов и голодовок. Было множество обращений: к руководству Росаэронавигации (в дальнейшем Росавиации) и в Минтранс России, в Минздравсоцразвития и Роструд, в Международную организацию труда и Общественную палату РФ.
Все эти организации и органы исполнительной власти провели проверку, и подтвердили факты нарушений трудового законодательства руководством ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», – говорит С. Ковалев, – и рекомендовали ему устранить конфликтную ситуацию. Общественная палата также рекомендовала Минтрансу России рассмотреть вопрос о соответствии занимаемым должностям руководителей, которые своими действиями привели к созданию проблемы. Но за прошедший год не выполнена ни одна из указанных рекомендаций.
Более того, по мнению профсоюзов, количество нарушений трудового законодательства только увеличилось: недовольным, например, грозит увольнение. Незаконность ряда приказов об увольнении подтвердили суды. За год они удовлетворили исковые требования восьми работников предприятия о восстановлении на работе.
Возникшие трудовые (и не только) проблемы в отечественной системе авиаперевозок многие связывают с нынешним руководителем ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Валерием Горбенко. У аналитиков возникает немало вопросов. Например, почему за три с лишним года, которые В. Горбенко находится у руля госкорпорации, так не был реализован проект создания укрупненных центров по управлению воздушным движением (УВД)?
Стратегически значимый для страны Московский центр по УВД в соответствии с распоряжением правительства РФ должен был быть построен в 2010 году, а его до сих пор нет. Сроки реализации проекта странным образом дважды отодвигались. В чем причина? В нерадивом подрядчике или неправильно сделанной проектной документации? А может, в бездеятельности или некомпетентности руководства ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»?
Другой вопрос: почему, как следует из представленного отчета Росавиации в Минтранс, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» выделило на программу «Модернизация единой системы организации воздушного движения до 2015 года» лишь чуть более 50% от запланированных денежных средств, а ввела в эксплуатацию новых объектов и того меньше?
При этом оборудование старое, морально и физически устарело, а от его работоспособности и от квалификации тех самых притесняемых диспетчеров зависит безопасность полетов нас с вами. Также остается непонятной логика размещения неосвоенных бюджетных средств, проценты по которым существенно ниже средних банковских ставок.
«Все эти причины связаны с единственным поставщиком ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», который определен Указом президента. Не выполняет он обязательств перед ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» по реализации контрактов. Мы на него в суд подали, чтобы штрафы собрать», – объяснил ситуацию в одном из интервью В. Горбенко. Но с другой стороны, ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» все первые же суды выиграл, доказав ненадлежащее исполнение госкорпорацией обязательств по контрактам, что не позволило в установленные сроки реализовать необходимые мероприятия. «Дальнейшие судебные слушания откладывались из за неявки истца или по его ходатайству под разными предлогами, как, например, «занятость», – рассказывает пресс секретарь ОАО «Алмаз-Антей» Юрий Байков. – Как нам кажется, руководство ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» само поняло бесперспективность исков и умышленно затягивает рассмотрение дел».
Зато возникали попытки внесудебного решения проблемы. Ранее В. Горбенко пытался через Минтранс инициировать процедуру отмены Указа президента, определяющего ОАО «Концерн ПВО Алмаз-Антей» единственным поставщиком. Но план не сработал. В правительстве РФ после ряда консультаций сочли нецелесообразным что либо менять и предлагать это президенту.
Возникают вопросы и по структурированию воздушного пространства России – одна из задач Госкорпорации по ОрВД. Во всем цивилизованном мире это ряд мер, которые позволяют авиакомпаниям сокращать расходы при выполнении рейса. В основном за счет меньшего расхода топлива.
По логике, если данные меры выполняются и расходы становятся ниже, то и цены на билет должны как минимум не расти. Теперь посмотрим, сколько стоят перелеты по России и как изменилась цена за последние годы… При этом цены на аналогичные по расстоянию перелеты в Европе зачастую вдвое дешевле, чем внутрироссийские.
Остается загадкой и еще один факт: почему всеобщее внедрение в России авиационной программы RVSM, которую в Европе реализовали за несколько недель еще в 2002 году, за три года работы нынешнего руководства ФГУП так и не закончено?
Очевидно, что проблемы воздушного движения России вызывают недовольство не только у авиадиспетчеров и других работников отрасли. Мы продолжим следить за этой наболевшей темой и надеемся, что в ближайшее время ситуация изменится.
|