21-23 марта 2011 в Москве, при поддержке Фонда Фридриха Эберта, прошла международная конференция «Развитие профсоюзов в ТНК в условиях распространения неустойчивой занятости» организованная IUF и Профсоюзом работников АПК РФ. IUF постоянно обращается к теме разрушения постоянных рабочих мест в своих материалах, но необходимость полноценной очной дискуссии между членскими организациями давно назрела. Участники обменялись мнениями о том, насколько широко и в каких формах существует сегодня неустойчивая занятость в России, изучили материалы проведенных исследований, разработали планы конкретной работы на уровне предприятий и компаний, региональных и национальных организаций. В результате обсуждения стало ясно: на угрозу неустойчивой занятости профсоюзы должны отвечать, в первую очередь, органайзингом и коллективными действиями.
Говоря о наиболее тревожащих формах неустойчивой занятости, участники конференции называли трехсторонние трудовые отношения (заёмный труд, аутсорсинг, различные формы подряда), использование гражданско-правовых договоров для оформления трудовых отношений, а также все чаще встречающуюся работу безо всякого договора. Профсоюзы уверены: экспансия таких форм найма, происходящая, в первую очередь, за счет разрушения нормальной занятости – явление однозначно негативное. Работодатели делают выбор в пользу подобной политики в погоне за выгодой, стремясь сбросить с себя реальную социальную ответственность, добиться «гибкости рабочей силы», в том числе, не в последнюю очередь, за счет лишения профсоюзных организаций членской базы и способности к эффективному ведению переговоров.
Участники конференции уверены: наиболее уродливая форма трехсторонних трудовых отношений – заёмный труд – должна быть запрещена законодательно; необходимо также использовать налоговые инструменты для лишения привлекательности услуг частных агентств занятости. Другие формы таких отношений необходимо ограничивать и регулировать через коллективные соглашения и трехсторонние механизмы. Всем работникам необходимо обеспечить равенство условий и прав – это уничтожит почву для необоснованного использования подряда. Все это невозможно без активного включения в профсоюзы самих работников, выведенных за штат, которые нуждаются в разъяснении своих прав, помощи в объединении, а также в солидарной поддержке. Были намечены планы конкретных действий для профсоюзных организаций разного уровня – от первички до национального профсоюза. Каждый из участников конференции составил для себя личный список ближайших шагов – как информировать членов организации, как включить их в активную работу против неустойчивой занятости.
Чтобы работа в этом направлении была возможно более эффективной, необходимо проведение исследования неустойчивой занятости на общероссийском уровне, в отдельных регионах, а также на каждом предприятии. С пробными образцами таких исследований смогли познакомиться участники конференции. На протяжении двух месяцев Профсоюз работников АПК провел анкетирование своих первичных и региональных организаций, собрав данные о положении на почти 120 предприятиях – как принадлежащих ТНК, так и находящихся в отечественной собственности, занятых и сельским хозяйством, и переработкой, и изготовлением табачных изделий и напитков.
Исследование выявило широкое распространение трехсторонних форм найма – заёмного труда, подряда, аутсорсинга и разнообразных сомнительных схем. Причем в значительной части случаев за штатом оказываются собственные бывшие сотрудники предприятий, возвращающиеся на свое же рабочее место, но уже в новом статусе, как правило, связанном с непрозрачностью начисления заработной платы (а часто – и с ее снижением), лишением социальных льгот и профсоюзных прав. В половине случаев председатели профкомов отметили, что заёмный труд распространился не только на обслуживающие участки (уборка, охрана, столовая, погрузка и логистика, ремонт оборудования), но и на основное производство. Более полно оценить картину помогли дополнившие анкетирование углубленные интервью с некоторыми лидерами первичек.
Был собран и проанализирован значительный объем информации, касающийся распространения заёмного труда на пивоварне «Хейнекен» в Санкт-Петербурге, где с 2007 года за штат было выведено более 150 рабочих мест. Голландская компания активно использует этот метод, чтобы подорвать силы профсоюза: в подразделении логистики, где у организации наиболее сильная поддержка, через заёмные агентства уже привлекается более половины работников. Профкому при поддержке координаторов IUF удалось собрать и задокументировать данные о динамике этого процесса, которые пригодятся для планирования и ведения кампании.
Другой подробно исследованный случай – привлечение заёмных работников на предприятия кондитерской промышленности в Москве, принадлежащие холдингу «Объединенные кондитеры» («Бабаевский», «Красный октябрь»). Исследователям удалось в 2009 и 2011 годах провести серию интервью с заёмными работницами, подробно рассказавшими об условиях своего труда и жизни и сообщивших о нарушениях своих прав. Выяснилось, что на протяжении нескольких лет частные агентства занятости, предоставляющие персонал «Объединенным кондитерам», являются полукриминальными структурами, присваивающими значительную часть заработка работниц, и практически неподконтрольны менеджменту предприятий, в том числе и в том, что касается организации труда непосредственно на территории фабрик.
Членские организации IUF в России предпринимали неоднократные попытки объединения заёмных работников и сотрудников выведенных на аутсорсинг подразделений. Этот опыт нуждается в анализе, что позволит использовать его в будущем и сделает действия профсоюзов в этом отношении более эффективными.
Так, в 2006 году с просьбой помочь им, в объединении в профком предприятия обратились заёмные работники завода «Coca-Cola» в Петербурге, рассказал его председатель Михаил Лещев. Поскольку профсоюз работников «Coca-Cola» юридически не мог представлять их интересы перед их формальным работодателем – агентством занятости «Анкор», была создана самостоятельная организация. Ее председателем был избран Сергей Долгих. Имена других членов профсоюза и его лидеров были скрыты от администрации. Очень скоро стало очевидно, что это было правильное решение – Долгих был уволен якобы в связи с «выполнением производственного задания», полученного для него от «Coca-Cola». Профсоюз приложил максимум усилий для того, чтобы доказать в суде, что фактически он был работников компании – работал под руководством менеджеров компании, получал вместе со штатными работниками инструктаж по технике безопасности, выполнял одинаковую с ними работу. Однако суд отказался признать эти аргументы и счел увольнение обоснованным. То же решение принял и кассационный суд. В результате было принято решение отказаться от создания отдельной организации заёмных работников, поскольку у профсоюза нет рычагов для отстаивания их занятости. Однако со временем из-за текучки кадров в «Coca-Cola» ряд заёмных работников смог получить места в штате компании и вступить в профсоюз. Необходимо продолжить поиск путей защиты заёмных работников от увольнения за профсоюзную деятельность и механизмов ведения коллективных переговоров в интересах тех из них, кто вступил в организацию постоянных работников.
На фабрике «Нестле Кубань» в Тимашевске в 2005 году на аутсорсинг в компанию «Корпус-Групп» были выведены работники уборки, потерявшие в результате значительную часть заработка и доступ к социальным гарантиям, предусмотренным коллективным договором предприятия. В начале 2006 года они приняли решение создать профсоюз, который объединил 53 из 58 работников подразделения. Его возглавил председатель профкома «Нестле Кубань» Анатолий Шульга. Уже 1 июля профсоюз заключил коллективный договор с «Корпус-Групп», предусматривавший повышение окладов сотрудников до минимального уровня, принятого на «Нестле Кубань», и их дальнейшую индексацию, выплату ежемесячной премии в размере 15% от оклада, ряд социальных гарантий. Однако после 2008 года «Корпус-Групп» начала уклоняться от выполнения и перезаключения колдоговора: несколько раз менялось юридическое лицо и руководство компании, что не позволяло профсоюзу провести соответствующие процедуры в законном порядке. Предлогом для отказа от обязательств стал недостаток средств: якобы, договор с «Нестле» заключен на сумму, не позволяющую при росте издержек сохранять уровень оплаты труда и гарантий работникам. Переговоры с «Нестле» и «Корпус-Групп» не принесли результата. Одновременно стоит отметить, что 95% работников, занятых на предприятии через аутсорсинговую компанию – не жители Тимашевска. Они приезжают их окрестных сел, где фактически невозможно найти работу или какой-то источник денежного дохода. Их занятость на «Нестле Кубань» очень ценна для них, но из-за аутсорсинга совершенно не защищена, поэтому они опасаются предпринимать активные коллективные действия. В настоящий момент профсоюз настаивает на проведении нового тендера на осуществление уборки территории предприятия, одним из условий которого должно стать именно выполнение обязательств перед коллективом. Одновременно ставится вопрос о целесообразности вывода за штат работников, постоянно выполняющих работу для «Нестле Кубань».
Но наиболее эффективным способом защиты работников остается, разумеется, предотвращение аутсорсинга. О том, как в конце 2010 года это удалось сделать профсоюзу московской фабрики «Лиггетт-Дукат», рассказал председатель первички Николай Строенко.
Участники конференции – российские профсоюзы также приняли решение обратиться с открытым письмом о недопустимости заёмного труда спикеру Государственной Думы Борису Грызлову.
|