|
|
|
Российский профсоюз требует от судовладельцев закрепить за моряками право безусловного отказа от работы в зоне повышенной опасности. По мнению представителей РПСМ, это единственный способ спасти жизни моряков и не допустить новых трагедий.
К такому выводу их подтолкнула встреча с военными, участвующими в операции EUNAVFOR-Somalia «Аталанта», в Джибути. На прямой вопрос, является ли обеспечение безопасности гражданских судов приоритетной задачей для европейской коалиции, военные четко ответили: нет. «Мы действуем в рамках мандата ООН, – подчеркнул адмирал испанского фрегата «Canarias» Хуан Родригес. – У нас две главные задачи – сопровождение гуманитарных грузов и обеспечение международного транзитного коридора безопасности».
В активе EUNAVFOR-Somalia 7 кораблей и 4 вертолета. Это ресурсы стран ЕС – Италии, Франции, Великобритании, Германии, Финляндии, которые охватывают территорию в 800 000 морских миль. Однако пиратство уже распространилось далеко вглубь Индийского океана – на 2 600 000 морских миль. В то же время говорить об усилении присутствия ВМС в регионе пока рано.
Любую возможность военного вмешательства на берегу командование EUNAVFOR отрицает: позиция ООН основывается на установлении мира в Сомали. «Только так можно положить конец пиратству», – уверен испанский адмирал.
Военные рекомендовали внедрять на судах Best Management Practice (Лучшие руководства по защите), в том числе оборудовать на судах цитадели. Однако ситуация с громким захватом сухогруза «Beluga Nomination» и теми 48-ми часах, которые моряки провели в ожидании так и не пришедшей помощи, ставят этот метод под сомнение. По словам военных, случай с «Beluga Nomination» уникален, но не исключено, что такой сценарий может повториться.
Есть еще один способ – размещение вооруженной охраны на переход через зону повышенной опасности. Официально Европейский Союз не рекомендует нанимать охранников, ведь присутствие оружия на борту гражданского судна, рядом с гражданскими моряками, может угрожать жизни и здоровью людей. Однако сами военные в неофициальной беседе с представителями РПСМ отметили, что эта мера является сегодня одной из самых действенных. В то же время далеко не все судовладельцы готовы тратить тысячи евро на размещение вооруженной охраны, а полагаться «на авось» в условиях катастрофического распространения пиратства во все стороны Индийского океана больше нельзя.
В этой связи Российский профсоюз моряков обращается к судовладельцам и требует уравнять условия работы в зонах военного риска и зонах повышенной опасности, предоставив морякам право безусловного отказа от перехода через опасные районы и возможность вернуться домой за счет компании.
|