|
|
|
«Законопроект о заемном труде Госдума рассмотрит и примет во втором чтении до конца весны», — заверил руководитель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев. По его словам, после консультаций с работодателями и экспертами правительства парламентарии смягчились: новая редакция больше не предполагает категоричного запрета на использование временного персонала в бизнесе, впрочем, подобное разрешение предусматривается лишь в частных случаях.
Законопроект о заемном труде был внесен депутатами Андреем Исаевым и Михаилом Тарасенко еще в октябре 2010 г. Против документа выступили работодатели. По данным Американской торговой палаты, распространившей письмо с протестом в адрес Госдумы и правительства, подобный законопроект мог бы лишить работодателей возможности гибко реагировать на вызовы рынка и оставить без работы до 70 000 человек. По данным рекрутеров, официально объединившихся 18 февраля 2011 г. в ассоциацию АЧАЗ, чтобы отстаивать свои права, законопроект противоречит положениям Международной организации труда и способен оставить без работы более 300 000 человек.
«Если закон будет принят в первоначальной редакции, его положения могут повлечь необходимость внесения важных изменений в тексты Трудового кодекса РФ, Налогового кодекса РФ и миграционного законодательства, — предупреждает Светлана Голубева, менеджер Ernst & Young. — Поэтому правительство обратилось к разработчикам законопроекта с просьбой провести тщательное исследование данного вопроса и подготовить необходимые изменения в текст документа для второго чтения». Эксперты Минздравсоцразвития одобрили документ с условием кардинальной доработки его ко второму чтению.
«В настоящее время у нас идет сложный переговорный процесс, поскольку работодатели боятся, что мы закроем целые секторы экономики в связи с полным запретом заемного труда, — рассказал Исаев. — Сейчас мы добиваемся, чтобы заемный труд как способ уклонения от предоставления социальных гарантий наемному работнику был бы в России запрещен». Впрочем, запрещая использование схем заемного труда на основных участках деятельности компании, депутаты предлагают включить перечень смежных, спорных тем, которые, по их мнению, к заемному труду заведомо не относятся: это временные работы, направление специалистов одной организации в другую для оказания каких-то конкретных услуг. «Мы готовы все это описать, прописать и надеемся, что на этом тема будет закрыта», — уверяет Исаев.
«Новая версия законопроекта была подготовлена Минздравсоцразвития совместно с Российской ассоциацией рекрутинговых агентств», — напоминает Голубева из Ernst & Young. По ее словам, альтернативный вариант закона позволяет использование договора о предоставлении персонала исключительно профессиональными рекрутинговыми агентствами, аккредитованными в установленном порядке государственными органами РФ.
«Бизнес-структуры, в том числе и агентства-провайдеры, оказывающие услуги по предоставлению временного персонала, выступают за то, чтобы регламентировать использование заемного труда в стране, сделать его применение более прозрачным и цивилизованным», — комментирует работу над документом Екатерина Горохова, генеральный директор АЧАЗ. По ее мнению, лицензирование агентств — как раз один из способов добиться этого, оградив рынок от недобросовестных организаций и повысив таким образом защищенность всех участников процесса — и работников, и работодателей, и рекрутеров. «При этом лицензирование не должно означать образования “избранных провайдеров”, это набор критериев, которым должно соответствовать любое агентство, которое хочет и готово работать с такой формой трудовых отношений, как заемный труд, — считает Горохова. — Конечно, детали еще будут обсуждаться, но в целом такой подход к решению вопросов по заемному труду мы считаем гораздо более эффективным, чем радикальный запрет».
Исаев уверяет, что речи о лицензировании рекрутинговых агентств в нынешнем варианте законопроекта о заемном труде нет. Впрочем, он не исключает, что подобные положения могут быть рассмотрены: «Это отдельная тема, которая может быть рассмотрена и закреплена в иных документах», — считает он. Автор: Михаил Малыхин
|