|
|
|
В эти апрельские дни исполняется ровно сто лет всемирно и печально известной забастовке рабочих Ленского золотопромышленного товарищества. Рабочие и члены их семей требовали восьмичасового рабочего дня, повышения зарплаты, улучшения жилищных условий и условий труда, отмены штрафов, незамедлительного оказания медицинской помощи, увольнения более двух десятков наиболее ненавистных служащих и пр.
Принципиально важными в перечне требований были требования «О гарантиях выборных», которые гласили:
«1.Чтобы делегатам от всех бастовавших приисков было предоставлено право на время переговоров пользоваться бесплатным проездом по железной дороге от ст. Феодосиевская до ст. Бодайбо, а равно на лошадях.
2.Чтобы управление Лензолото снеслось бы с местной полицией о гарантии свободы делегатам.
3.Чтобы на время забастовки выборным был предоставлен Народный дом.
4.Чтобы административной властью не назначались на работы отдельные лица, предварительно не испросив разрешения у делегатов.»
Требования заканчивались заявлением рабочих: «Мы хотим, чтобы забастовка носила миролюбивый характер, а поэтому заявляем: если будут применены карательные меры к нашим уполномоченным, тогда мы снимаем всех рабочих с работ.»
Несмотря на миролюбивый и деловой переговорный настрой бастующих рабочих, работодатели и собственники Лензолота при поддержке государственных чиновников пошли на провокацию и добились того, что в ночь на 4 (17 апреля) были арестованы члены центрального стачечного комитета. В ответ бастующие организовали в этот же день многотысячное мирное шествие к Надежденскому прииску, где размещалась администрация. Кульминацией организованной, цивилизованной забастовки и мирного шествия стал беспощадный массовый расстрел безоружных манифестантов. По различным данным было убито и ранено более 500 человек. Жестокая, кровавая бойня вошла в историю под названием «Ленский расстрел».
Прошло 100 лет, но очевидные, естественные вопросы будоражат сознание:
- а раскрыто ли до конца преступление столетней давности;
- все ли виновные понесли заслуженное наказание;
- восстановлена ли справедливость в отношении жертв расстрела и их потомков;
- до конца ли осмыслен печальный, но неизмеримо дорогой опыт борьбы рабочих за свои основополагающие права и извлечены ли из него исторические уроки;
- что знает современная молодёжь о «Ленском расстреле»;
- защищены ли мы сегодня от повторения пройденного?
Увы, попытки ответить на эти вопросы не вселяют оптимизма хотя бы потому, что 100-летняя годовщина «Ленского расстрела» не удостоилась сколь-нибудь заметного внимания общественности, включая профсоюзы: ни конференций, ни круглых столов, ни каких-либо других памятных мероприятий или иных массовых инициатив не состоялось (за исключением двух небольших публикаций в газете «Солидарность»). Федерация независимых профсоюзов России, пышно отметившая несколько лет назад 100-летний юбилей российского профсоюзного движения и обладающая мощными ресурсами, включая Академию труда, Гуманитарный университет, Научный центр и Научную библиотеку, даже не попыталась отметить 100-летнюю годовщину «Ленского расстрела» как общественно-значимое событие. Неужели профсоюзные функционеры напрашиваются на прозвище манкуртов, не помнящих родства и собственной истории?!
Одним из требований бастующих рабочих было требование об уважительном обращении к ним на «Вы» со стороны администрации. Давайте мы, ныне живущие вспомним их на «Вы».
Юрий Миловидов – кандидат исторических наук, исполнительный директор Центра поддержки профсоюзов и гражданских инициатив. Автор: Юрий Миловидов
|