Мониторинг трудовых конфликтов ЦСТП ведется с 2008 г. В ходе мониторинга анализируются сообщения из интернет-ресурсов, содержащие информацию о трудовых протестах. С помощью контент-анализа из сообщений выделяется информация о регионе, отрасли, причинах, форме проведения результатах и др. параметрах акции протеста, которые затем вносятся в базу данных, обрабатываются и анализируются.
Число акций протестов
В базе данных фиксируются все протестные акции, т.е. события, связанные с действиями работников конкретного предприятия или организации по отстаиванию своих социально-трудовых интересов. Минимальной формой протеста является выдвижение сформулированных требований хотя бы по частичному изменению социально-экономической ситуации или трудовых отношений на предприятии (в организации). В качестве инициатора протеста рассматриваются работники (организованные или не организованные в профсоюз), предпринимающие, в том числе и вместе с представителями других групп и организаций, протестные действия. Особо выделяются протестные акции работников, приводящие к полной или частичной остановке деятельности предприятия или организации (стоп-акции).
Данные о помесячном количестве трудовых протестных акций приведены на рис. 1
В марте 2012 г. было зафиксировано 23 протеста, т.е. столько же, сколько и в предыдущем месяце. Однако общее число протестов за первый квартал по-прежнему является рекордным. Ни разу за предыдущие четыре года число трудовых протестов не превышало 60 акций! Хотя в марте прошлого года тоже было зафиксировано 23 протеста. Но в прошлом году количество протестов в январе и феврале был меньше, чем в соответствующих месяцах текущего года (см. рис. 1). Соответственно показатель интенсивности протестов, определяемый, среднемесячное количество протестов в данном году тоже достиг рекордного уровня – 20 протестов в месяц, против 17 в прошлом году и 13 в кризисном 2009 г. За пять лет наблюдений с 2008 по 2012 гг. индекс интенсивности протестов увеличился почти в 4 раза! Таким образом, уже три месяца можно считать самым протестом годом за последние пять лет. В предыдущие годы показатель в 60 протестов достигался в апреле, а в 2012 г. он был достигнут уже в марте.
В марте было зафиксировано 12 стоп-акций, это на 70 % больше. Чем в предыдущем месяце. А в целом количество стоп-акций в 2012 г. достигло 23. Это тоже рекордный показатель первого квартала за пять лет наблюдений. В прошлом году за первый квартал было зафиксировано 18 стоп-акций. Показатель напряженности протестов, определяемый как отношение числа стоп-акций к общему числу, составил 38 %, это не самый высокий показатель, но он немного выше, чем этот же показатель за прошлый год.
Динамику индекса напряженности трудовых протестов можно увидеть на рис. 2.
В целом март оказался месяцем более напряженных протестов, чем январь и февраль. Так что остановившийся рост интенсивности протестов компенсировался ростом напряженности. Традиционно, в апреле происходит рост и интенсивности и напряженности протестов. Так что вполне возможно, что рекордный рост уровня протестности в 2012 г. продолжится.
Протест месяца
Начиная с марта 2011 г. в регулярных обзорах публикуется информация о «трудовом протесте месяца». Это либо наиболее типичный протест для данного месяца, либо наоборот, отличающийся по каким-то показателям.
Критерии, которые учитываются при определении «протеста месяца»:
- масштаб акции, для отрасли, для региона, для предприятия;
- количество участников – чем больше участников, тем более выдающийся протест;
- форма проведения протеста. Формы протеста будут рассматриваться с точки зрения того насколько они типичны – или традиционные или наоборот, какие-то особенные;
- причины, приведшие к возникновению протеста;
- результаты протеста.
Протестом месяца в марте 2012 признана забастовка работников ООО «Бентелер Аутомотив». Это выдающийся протест, по многим параметрам. Во-первых, протест продолжался целый месяц. Протест начался в первых числах марта и закончился в последних. Во-вторых, была остановка работы и попытка запустить конвейер с помощью штрейкбрехеров. В-третьих, работники столкнулись с серьезным давлением со стороны администрации предприятия, правоохранительных органов и, как это ни странно со стороны областного руководства ФНПР. Но, несмотря на все трудности, работники добились того, чтобы руководство признало профсоюз и село за стол переговоров.
Конфликт на «Бентелере» показывает, какова цена признания профсоюза. Месяц, проведенный в борьбе, был посвящен не переговорам, не решением трудовых проблем, а тому, чтобы эти переговоры начать. Причем, руководство предприятия должно было сделать это в начале месяца – ведь им были предоставлены все необходимые документы, которые доказывали право первички МПРА вести переговоры от имени коллектива. И хотя впереди еще немало работы и, видимо, борьбы, МПРА заслуживает всяческих поздравлений!
Подготовил Петр Бизюков,
ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП
|