|
|
|
События, произошедшие в городе Новочеркасске Ростовской области 1-2 июня 1962 года, оставили большой след в современной истории нашей страны и в истории советского, а затем российского профсоюзного движения. Российские демократические профсоюзы отмечают в этом году горький юбилей — 50-летие произошедших в Новочеркасске трагических событий. Попытаемся вновь вспомнить, что же произошло в Новочеркасске полвека назад и почему эти события по сей день сохраняют актуальность для рабочего движения России постсоветского пространства.
События, прогремевшие затем на всю страну, начались 1 июня 1962 гола с организованного выступления работников Новочеркасского электровозостриотельного завода (НЭВЗ). Утром того дня около 1 000 работников нескольких цехов пришли к заводоуправлению, требуя повышения оплаты труда. Отметим, что несколькими днями ранее решением Правительства СССР были повышены розничные цены на мясо и масло. Одновременно с этим на Новочеркасском электровозостроительном заводе дирекция почти на треть увеличила норму выработки для рабочих, в результате чего заработная плата снизилась.
Однако, желая поговорить с начальством и обсудить накопившиеся проблемы, работники столкнулись с высокомерием бюрократов-работодателей. Нежелание обсуждать с работниками насущные проблемы вылилось в расширение недовольства, к работникам НЭВЗа присоединились работники с других заводов города. Численность бастующих к середине дня достигла 5 000 человек, была перекрыта железнодорожная дорога. Забастовка начала охватывать весь город. Не смогли исправить положение и прибывшие на завод областные и городские партийные руководители, которые попросту не смогли найти общий язык с протестующими людьми.
В то время на электровозостриотельном заводе работал слесарем-сборщиком 24-летний Петр Сиуда, сын погибшего в период сталинских репрессий старого большевика. Петр Сиуда выступил перед рабочими с призывом продолжать забастовку, сохранять выдержку и организованность, послать делегатов на другие заводы, а на следующий день идти в город демонстрацией, выработав и предъявив власти свои требования. Наутро 2 июня несколько тысяч работников предприятий и просто жителей Новочеркасска двинулись к городскому комитету партии, требуя повышения заработной платы и улучшения условий жизни и труда, скандируя по пути лозунги: «Мясо! Масло! Повышение зарплаты!» В руках они несли красные знамена и портреты Владимира Ленина.
Одна из жительниц Новочеркасска так описывает эти события: «… Мы шли так, как не ходили даже на демонстрацию. Четкие ряды шеренг. Знамена. Единый порыв, сплотивший нас. И понеслось над колонной: «Смело, товарищи, в ногу!», «Вставай, проклятьем заклейменный!». Мы совсем не напоминали группу хулиганствующих элементов, какими были впоследствии представлены. Да и хороша была группа — чуть ли не половина населения города. Мы шли не захватывать власть, а выразить свой протест против невыносимых условий жизни, выдвинуть свои экономические требования, хотели, чтобы нас просто выслушали».
Однако партийные бюрократы встретили протестующих людей требованием разойтись и вернуться на рабочие места, что вызвало возмущение протестующих и еще больше накалило обстановку. Даже в такой острой ситуации бюрократы отказались вести диалог с протестующими, требования которых касались простого улучшения условий жизни и труда. По людям был открыт огонь из автоматов. Погибло более 20 человек, несколько десятков получили ранения. Затем, по итогам официального расследования событий, были приговорены к смертной казни и расстреляны еще семь человек, которых объявили организаторами протестов — Александр Зайцев, Андрей Коркач, Михаил Кузнецов, Борис Мокроусов, Сергей Сотников, Владимир Черепанов, Владимир Шуваев. Более сотни человек получили сроки от 10 до 15 лет заключения.
Среди осужденных к длительному заключению был Петр Сиуда. Уже в годы Перестройки он широко озвучивал информацию о произошедших в Новочеркасске событиях, засекреченную по решению руководства КПСС. Петр Сиуда занимался расследованием новочеркасских событий и сбором свидетельств о них. В мае 1990 года Петр Сиуда был убит, при этом пропали важные документы, касающиеся Новочеркасска. Как утверждают его товарищи и коллеги, убийство Петра Сиуды стало результатом той активной деятельности, которую он развернул в последние годы жизни.
Новочеркасск был не единственным городом СССР, в котором в конце 1950-х начале 1960-х годов вспыхивали массовые народные выступления. Оттепель и порожденные ею надежды на демократизацию привели к большому общественному подъему, возникновению самых живых и острых дискуссий в самых разных сферах жизни. Однако партийные бюрократы ясно осознавали, где находится предел их власти, — этот предел находился в свободе выражения мнений и в самой возможности диалога с трудящимися о проблемах развития общества и страны. Именно поэтому на самые простые и не политические требования бюрократия в Новочеркасске ответила расстрелом.
Для российских демократических профсоюзов события, произошедшие в Новочеркасске 50 лет назад, являются важной частью собственного исторического и политического наследия. К сожалению, события, произошедшие полвека назад, сохраняют актуальность и теперь, когда профсоюзное движение в России и на всем постсоветском пространстве сталкивается с огромным противодействием со стороны работодателей и чиновников. Фактически, сейчас с ограничением права на проведение забастовок, ограничениями свободы на объединение, рабочие и профсоюзы оказываются в ситуации невозможности ведения полноценного диалога. Российские демократические профсоюзы помнят борьбу рабочих Новочеркасска, так как это и их борьба. Автор: Лехтман Александр
|