|
|
Дмитрий Галочкин |
|
Инициатива профсоюзных деятелей по созданию политической партии, о которой сообщают СМИ, несомненно, стала одним из ожидаемых последствий государственной политики по упрощению порядка регистрации политических партий. То, что в какой-то обозримый период будущего нашей политической системы количество партий на квадратный километр будет превышать разумные параметры, является фактом, проявляющимся буквально на глазах.
Но регистрация политической партии на основе профсоюзного движения – это событие, стоящее особняком, и потому заслуживающее, на мой взгляд, отдельного комментария.
С одной стороны, стремление профсоюзных лидеров к созданию организации, имеющей перспективы оказания прямого влияния на политические процессы, стоит оценить положительно. Хотя бы с той точки зрения, что вывод профсоюзной идеологии защиты наемных работников на уровень политической партии, стремящейся получить представительство в органах законодательной власти, теоретически может предоставить профсоюзам мощный политический инструмент. Но это, как говорится, в случае идеальной модели «сферического коня в вакууме», когда электорат избирает профсоюзную партию в качестве лидера своих симпатий.
С другой стороны, в этом движении в политическое поле заложены те противоречия, которые могут сыграть негативную роль для профсоюзного движения. Прежде всего, это дополнительный фактор в размытии электорального поля. Я имею в виду, что идеологическая платформа профсоюзной партии обязательно пересечется по основным своим позициям с декларируемыми платформами уже существующих или создающихся политических партий. Много общего в программных заявлениях у вновь созданной партии есть и с КПРФ, и со Справедливой Россией, и, собственно, с Единой Россией. Не удивлюсь, если такие совпадения будут найдены и с рядом новых партий. При этом по ряду важнейших общеполитических направлений, возможно, профсоюзная политическая партия не сможет выработать собственного мнения. Например, по вопросам внешней политики. Фокусирование на социально-экономических проблемах – недостаточный политический портфель для организации, претендующей на роль лидера. То есть уже по этим причинам конкуренция за голоса избирателей с близкими по духу партиями просто размоет голоса.
Также я не могу не отметить значительный потенциальный риск того, что задачи общеполитического плана, несвойственные профсоюзам, утянут их в политическую борьбу, заставляя жертвовать основными целями в пользу сиюминутных. Тем самым приоритеты победы на региональных и федеральных выборах неизбежно трансформируют профсоюзную партию и ее идеологию, сместят акценты, если не внесут фатального раскола.
Именно по этим, а также многим другим причинам, каждую из которых можно долго разбирать отдельно, лозунг «профсоюзы – вне политики» обусловлен самой сутью профсоюзов. Профсоюзы и их объединения, добиваясь своих уставных задач, могут выступать союзниками политических партий в вопросах защиты прав трудящихся, если эти цели совпадают. Но ряд сфер жизни общества и государства как де-юре так и де-факто выпадают из вектора деятельности профсоюзов. Гармония развития всегда заключается в балансе интересов, а стремление стать всем часто подводило носителей многих достойных и возвышенных идей.
Моя позиция заключается в том, что профсоюзы должны использовать предоставленные им законодательством возможности для того, чтобы выступать одним из важнейших регуляторов социально-экономических и трудовых отношений, оставаясь во внепартийном поле. В случае, если такие инструменты требуют модернизации – искать единомышленников в политическом пространстве для объединения усилий. В таком случае, поддерживая тесные и рабочие отношения с любыми политическими партиями, которые готовы проводить политику, направленную на повышения уровня социальной защиты трудящихся, профсоюзы способны сконцентрировать свои усилия на том, ради чего они, собственно, и были созданы.
Президент Союза профсоюзов России,
Член Общественной палаты РФ
Дмитрий Галочкин
Автор: Галочкин Дмитрий
|