|
|
|
В начале апреля текущего года Верховный суд России вынес определение, которым отменил действовавший с 1974 года список вредности. Это список и утвердившее его совместное Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС определяли гарантии и компенсации работникам в зависимости от воздействия на них в процессе труда конкретных вредных факторов.
Теперь, в связи с актом Верховного суда, работники, занятые на вредных производствах, чьи должности и работы названы в этом списке, лишаются права на предусмотренные государственные гарантии по предоставлению дополнительного отпуска, на повышенный размер оплаты труда и сокращенную рабочую неделю. С критикой позиции Верховного суда выступили профсоюзы и юристы-трудовики.
Ассоциация «Юристы за трудовые права» дала развернутую правовую оценку этому судебному решению. Юристами Ассоциации были выявлены как серьезные процессуальные нарушения, допущенные Верховным судом в вынесении определения, так и содержательные недоработки. «Вывод о неприменении Списка от 25 октября 1974 года № 298/П-22 и Инструкции к нему не основан на глубоком анализе норм трудового законодательства и не соответствует ему», — пишут юристы.
В заключении Ассоциации «Юристы за трудовые права» говорится о том, что федеральными ведомствами к настоящему времени не установлены минимальные размеры гарантий и компенсаций в зависимости от конкретного класса условий труда. В связи с чем продолжает действовать законодательство бывшего СССР, регламентирующее вопросы в этой части, в том числе и Список 1974 года.
Позицию юристов-трудовиков полностью поддержала Конфедерация труда России. Совет КТР в своем постановлении заявил о том, что считает недопустимой практику регулирования трудовых отношений без учета и соблюдения интересов трудящихся России и поддерживает правовую позицию авторитетного экспертного юридического сообщества. В настоящее время Конфедерация труда России готовит обращения в Министерство труда и Верховный суд с критикой принятого судебного определения.
Заявление Совета КТР
о применении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день
В связи с изданием Верховным Судом РФ Определения от 04 апреля 2012 года № АКПИ12-317, а так же публикацией Письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 июня 2012 г. № 2338-12 “О реализации Определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.0212 № АКПИ12-317”, Совет КТР заявляет следующее:
Оспариваемые акты, а именно, постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работы в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» и постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 273/П-20 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», являются действующими, т.к. обладают юридической силой, а значит способностью вызывать правовые последствия. Правовые акты, принятые уполномоченным на то органом, имеют юридическую силу до того момента, пока не отменено или не приостановлено их действие в установленном законом порядке.
Верховный Суд РФ в своем Определении от 04 апреля 2012 года № АКПИ12-317, ссылаясь в мотивированной части на то, что «оспариваемые правовые акты не порождают последствий, вследствие чего не могут повлечь каких-либо нарушения охраняемых законом прав и свобод заявителя», однако не признает оспариваемые акты недействующими, а лишь выносит определение о прекращении производства по делу.
При условии доказанности требований заявителя суд обязан был вынести решение по существу о признании нормативного правового акта недействующим, однако такого решения суд по данному делу не принял.
Кроме того, с момента издания и официального опубликования (22.05.2012г.) Указа Президента РФ от 21.05.2012г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти", которым в п 3 установлено преобразовать Минздравсоцразвития РФ в Министерство труда и социальной защиты РФ и Министерство здравоохранения РФ, соответствующие полномочия в области государственной политики в сфере труда были изъяты из ведения Минздравсоцразвития РФ. Таким образом любые комментарии и разъяснения о применении трудового законодательства, в т. числе нормативных правовых актов, регулирующих предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда, изданные после 22.05.2012г. Минздравсоцразвития РФ, применению подлежать не могут.
Совет КТР полагает, что неправовые действия Верховного Суда РФ и Минздравсоцразвития РФ является актом непрекрытого лоббизма крупного капитала, который в условиях надвигающегося очередного витка экономического кризиса, стремится любыми путями сократить свои издержки за счет понижения оплаты труда работников.
Дополнительная оплата труда работников, сокращенная рабочая неделя и дополнительный отпуск, предоставляемые работникам за работу во вредных условиях труда, в соответствии с указанным Списком, являются существенными компенсационными гарантиями, отказ в предоставлении которых, либо их существенное сокращение, без реального улучшения условий труда, приведут к физической деградации трудящихся. Подобное отношение государства к рабочему классу не допустимо, ни с моральной точки зрения, ни с точки зрения международных правовых норм.
Совет КТР намерен самым активным образом противостоять данной варварской инициативе капитала и государства, представляющего собой крупнейшего капиталиста в России и призывает свои членские организации, а так же другие профсоюзы к активной борьбе за права трудящихся любыми доступными методами и способами.
|