|
|
|
Политика в области заработной платы влияет на процесс восстановления экономики после кризиса. Установление достойного уровня минимальной заработной платы является эффективным инструментом в борьбе с бедностью, ведет к сокращению неравенства в оплате труда, увеличению совокупного спроса. В России минимальный размер оплаты труда не выполняет этих функций и не гарантирует достойные условия жизни низкооплачиваемой категории работников. В связи с этим необходимо пересмотреть подход к определению размера минимальной оплаты труда в Российской Федерации, основываясь на международных стандартах и рекомендациях экспертов.
Заработная плата в мире
Второй доклад МОТ «Заработная плата в мире 2010&x5c;2011» (Доклад МОТ) посвящен глобальным и региональным изменениям политики в области заработной платы в мире в период экономического кризиса. Опираясь на данные официальной статистики из 115 стран, авторы доклада показывают, что рост реальной заработной сократился более чем вдвое в кризисные годы. Доклад уделяет особое внимание росту неравенства в оплате труда по всему миру. Так, количество работников, получающих низкую заработную плату, возросло в кризисные годы, а во многих странах работники оказались в ловушке низкооплачиваемой занятости на неопределенное время.
Ситуация в России отражает общую тенденцию. В 2009 году уровень безработицы существенно вырос, а доходы населения сократились. В 2010 и в 2011 годах ситуация несколько улучшилась, однако наиболее важные социально экономические показатели не достигли до кризисного периода.
Доклад МОТ особенно подчеркивает важность политики в области заработной платы в процессе восстановления экономики после кризиса. В частности обсуждается, что подъем экономики возможен, когда основой экономического роста является увеличение потребления домашних хозяйств, которое в большей части базируется на трудовом доходе. В докладе приведены примеры стран, которые через систему коллективных переговоров и установление достойного уровня минимальной заработной платы смогли добиться сокращения неравенства в оплате труда, увеличения совокупного спроса.
Таким образом, важно понимать, какую функцию выполняет минимальная заработная плата в России и насколько эффективен этот инструмент в борьбе с бедностью и в установлении достойных условий жизни для низкооплачиваемой категории работников.
Минимальный размер оплаты труда в России
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на федеральном уровне существенно ниже средней начисленной заработной платы и даже не соответствует величине прожиточного минимума. Так, МРОТ в России установлен в размере 4611 рублей, прожиточный минимум трудоспособного населения в 2011 году составлял 6878 рублей, а средняя начисленная заработная плата 22717 рублей. В ч.1 ст.133 Трудового Кодекса РФ содержится норма о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Однако ст. 421 ТК РФ говорит о том, что эта норма вводиться в действие отдельным федеральным законом, который до сих пор не принят. Таким образом, непонятно какой критерий лежит в основе установления МРОТ на уровне 4611 рублей.
Важно подчеркнуть, что такой размер МРОТ является недопустимо низким и его влияние на улучшение основных социально-экономических показателей представляется сомнительным. Так, последнее существенное повышение МРОТ не оказало значимого влияния на снижение уровня бедности: в 2009 году федеральный МРОТ был увеличен более чем на 100%, а уровень бедности сократился на 0.6%. Вместе с тем прожиточный минимум, который определен в качестве «целевого» критерия МРОТ, находиться на очень низком уровне и не способствует сохранению здоровья человека и обеспечению его жизнедеятельности.
На региональном уровне предусмотрена возможность устанавливать региональный МРОТ в региональных соглашениях. Однако, поскольку процедура установления регионального МРОТ не является обязательным требованием закона, лишь в 27 субъектах РФ заключены региональные соглашения. При этом соотношение МРОТ, прожиточного минимума и средней заработной платы существенно различается в зависимости от региона. В связи с этим, сложно говорить об общем критерии установления регионального МРОТ. В 56 субъектах Российской Федерации действует федеральный МРОТ.
На федеральном уровне МРОТ является предметом консультаций между правительством, профсоюзами и работодателями в рамках Российской Трехсторонней Комиссии (РТК). В Генеральном Соглашении на 2011-2013 годы зафиксирована договоренность «провести консультации о механизме обеспечения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации». Конкретный размер минимальной оплаты труда фиксируется в федеральном законе.
В начале 2012 года принятие закона о поэтапном повышении МРОТ было отложено на неопределенный период. Этот вопрос обсуждался в рамках РТК, где работодатели и правительство выступали против принятия данного законопроекта, и даже среди профсоюзов не было единодушия по поводу ситуации вокруг повышения МРОТ. Однако уже в апреле 2012 года в одностороннем порядке правительство заявило о необходимости уравнять МРОТ с прожиточным минимумом, а также совершенствовать механизмы определения прожиточного минимума и МРОТ. Справедливо заметить, что за последние 10 лет это далеко не первое заявление правительства о необходимости увеличить МРОТ.
Отдельно необходимо отметить влияние МРОТ на оплату труда бюджетников. С каждым повышением МРОТ заработные платы работников бюджетной сферы увеличиваются пропорционально. Такая ситуация позволяет правительству говорить о дефиците федеральных и региональных бюджетов и тормозить повышение МРОТ. Также правительство использует аргумент о дефиците бюджетов, когда речь идет об исключении из состава МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат.
В целом, можно сделать вывод о том, что минимальный размер оплаты труда в России не выполняет своей основной функции, а именно, не гарантирует достойный уровень жизни низкооплачиваемой категории работников. Такая ситуация противоречит международным обязательствами Российской Федерации.
В соответствии со ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ратифицированного Россией, работники имеют право на заработную плату, обеспечивающую «достойное существование для них самих и их семей». МРОТ в России не дотягивает до нищенского прожиточного минимума и в 5 раз ниже средней заработной платы. В свою очередь европейские стандарты признают заработок, который составляет не менее 60% от средней заработной платы по стране в качестве минимальной заработной платой, обеспечивающей достойный уровень жизни работников.
Что касается системы определения достойного уровня заработной платы, то МОТ призывает к созданию таких систем, которые включают на равной основе представителей всех сторон социального партнерства, а также независимых экспертов, обладающих признанной компетенцией для представления общих интересов страны. Консультации по уровню МРОТ в рамках РТК не могут рассматриваться в качестве приемлемого механизма установления минимальной оплаты труда, учитывающего интересы всех сторон социального партнерства.
Выводы, рекомендации
Для того, чтобы повысить эффективность функционального значения МРОТ в России, принимая во внимание международные стандарты и мнения экспертного сообщества, можно предложить следующие рекомендации. Во-первых, минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне должен стать предметом реальных переговоров между сторонами социального партнерства, а не консультаций в рамках РТК. Во- вторых, существующий критерий МРОТ – прожиточный минимум, целесообразно пересмотреть. Наиболее подходящим критерием для установления МРОТ может служить процент от средней начисленной заработной платы. Так, исходя из данных доклада МОТ о заработной плате в мире, международных стандартов и мнений экспертов, можно рекомендовать установить МРОТ в размере 40-60% от средней начисленной заработной платы как на федеральном, так и на региональных уровнях. Это позволит уйти от бесконечных обсуждений размера потребительской корзины, потребительского бюджета или любого другого показателя, который предполагает определение перечня необходимых товаров и услуг. Кроме того, такой критерий позволит существенно повысить заработную плату низкооплачиваемой категории работников, доходы малообеспеченных семей, сократить бедность и социальное неравенство.
Учитывая процент инфляции в России, размер МРОТ должен быть скорректирован на величину прогнозируемой инфляции в будущем году. Таким образом, повышение МРОТ должно происходить ежегодно. Вместе с изменением критерия и механизма повышения МРОТ необходимо пересмотреть системы оплаты труда работников бюджетной сферы таким образом, чтобы повышение МРОТ не было заблокировано возможностями бюджетов.
Изменение подхода к определению минимального размера оплаты труда будет способствовать восстановлению экономики после кризиса; позволит существенно сократить существующий разрыв доходов между богатыми и бедными гражданами, увеличит потребление домашних хозяйств и совокупный спрос.
Анна Большева, эксперт по международным стандартам в трудовых отношениях, взаимоотношениях профсоюзов с многонациональными предприятиями, магистр Глобального Университета Труда.
|