|
|
|
Когда в настоящий боевой профсоюз объединяются рабочие автомобильного завода или пищевой отрасли, это понятно и почти привычно. Этим летом в Петербурге произошло уникальное для России событие: впервые был создан профессиональный союз телевизионных работников – людей, которые привыкли к сдельной оплате и летним отпускам по три месяца. Причиной стали несколько неразрешимых конфликтов на телеканале «100 ТВ».
Главное, пройти проходную
Создали профсоюз операторы, но вскоре к ним присоединились режиссеры, монтажеры, осветители и водители.
Вот как описал ситуацию один из работников «100 ТВ»: «Есть мировая практика: операторы, режиссеры, вся светотень вызывается на смену, это 10-12 часов. Сейчас нашу работу оплачивают по часам. Я пришел на канал в девять утра, отработал за камерой до двенадцати, потом наступил четырехчасовой перерыв в съемках, и за него я уже ничего не получаю. Ушел в девять вечера, заплатили мне за шесть часов максимум».
Чтобы убедиться в том, что новая система соблюдается, работодатели потратили деньги на технику: «За 4,5 миллиона рублей купили систему контроля и учета доступа с видеокамерами, датчиками. Пытаются вычислить, кто сколько времени проводит на работе. Неважно, снимаю я или нет, какой материал привез, главное, чтобы вовремя прошел проходную».
Но устройствами слежения контроль не ограничивается. «Издаются инструкции по технике безопасности «ходить, не сталкиваясь с дверями в коридорах». Нанимаются бабушки с окладом 35 тысяч рублей в месяц, чтобы создавать инструкции, ходить с секундомерами и отслеживать рабочее время сотрудников. Эта должность называется «нормировщица», - рассказывает один из редакторов телеканала.
Стучи по колесу
В гараже происходят еще более странные вещи. Однажды всем штатным водителям порекомендовали перейти на работу в таксопарк, которому предложили обслуживание съемок. Когда сотрудники отказались, началось давление, абсурдное, как и все предыдущие действия руководства. В гараж пришла девушка из администрации, проследила за подготовкой водителей к выезду, а потом заявила, что они все оштрафованы. Оказалось, что в новой должностной инструкции был пункт «всегда проверять, накачаны ли колеса». Когда водители сказали, что у них нет даже манометров, девушка объяснила, что шоферы должны были постучать ногой по колесу. А поскольку они этого не сделали, штраф будет выписан.
«Я 25 лет работаю на телевидении и в кино, такого маразма не видел нигде. Хотя на съемках всякое бывает. Телеканал «100 ТВ» пытаются сделать чулочно-носочной фабрикой», - говорит один из старейших операторов канала.
Там хотя бы кормят
А главное, у работников нет внятного объяснения происходящего:
«Возможно, канал уже куплен кем-то, покупатель сказал, что готов купить кнопку без работников. И нас выдавливают любыми способами: урезают зарплаты, принуждают к работам, которые мы не обязаны делать. Я готов ночью работать, готов сутками думать о том, что и как снимать, но когда меня пытаются заставить точить болты, я этого не понимаю. Нет, я готов пойти на завод, но там я четко буду понимать, что за 10 болтов получу десять рублей. А здесь позиция руководства и владельцев канала абсолютно непонятна», - вздыхает оператор.
Причины для недоумения множатся. По последнему приказу операторам должны платить 125 рублей в час, причем, только за отработанное время. «Получается, я буду зарабатывать как гастарбайтер на стройке, но их там хотя бы кормят», - сравнивает работник.
Будем биться в судах
В ответ на все эти действия и был создан профсоюз, в который к августу вступило больше половины работников канала. Но руководство проигнорировало это движение.
«Нас, конечно, не услышали, мы для работодателей как профсоюз не существуем. С нами не хочет общаться ни генеральный директор Погорелов, ни серый кардинал Бартенев (руководитель юридической службы «Балтийской медиагруппы»), ни отдел персонала. Мы сказали: «Ладно, будем в судах биться». Иски уже готовы – сегодня-завтра подадим их», - угрожает один из лидеров нового профсоюза.
Причем требование у работников одно и очень простое: «Мы хотим, чтобы к людям относились по-человечески, не более того. Чтобы поступали по закону. Если они проводят сокращение, чтобы выплатили двухмесячный средний заработок».
То, что умею
«Я меньше всего хочу всем этим заниматься, я хочу делать то, что люблю и умею, - продолжает оператор. - Но работников нашей сферы давно пора объединять, чтобы профсоюз определял, кто из нас творческий человек, а кто - нет, а не те, кто ходят с умным видом, но не выпускают никакой продукции».
Лидеры профсоюза надеются, что их движение придет к некоему знаменателю. «Нам уже звонят телевизионщики со всей России. Но это не может быть профсоюзом работников СМИ – у редакторов, операторов, режиссеров слишком разные задачи. Скорее, будет создан профсоюз представителей творческих профессий».
Тягач тоже сломал я?
То, что пока не получилось у творческих работников, удалось докерам.
Работники морского порта выиграли суд и получили компенсацию.
Александр Афанасьев и Владимир Павлов, члены Российского профсоюза докеров (РПД), отсудили у своего работодателя ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» около 35 тысяч рублей. Кировский районный суд принял решение о взыскании сумм, ранее удержанных с работников, и постановил компенсировать им моральный ущерб. А с Павлова было снято дисциплинарное взыскание.
Истцы работают докерами-механизаторами. Весной администрация потребовала с них денег за то, что они якобы повредили автопогрузчик и тягач. В ответ члены профсоюза написали заявление в суд.
«В ходе заседаний выяснилось, что сам работодатель не обеспечил условий, при которых повреждения автопогрузчика и тягача можно было бы избежать», - пояснила юрист общественной организации «Петербургская эгида» Анна Клевец, представлявшая в суде интересы докеров. Автор: Александр Рассказов
|