|
|
|
«Положение о дипломировании членов экипажей морских судов» вызывает шквал справедливой критики как со стороны Российского профсоюза моряков, так и со стороны всего морского сообщества: судовладельцев, моряков, круинговых агентств и т.д. Данный документ нуждается в пересмотре, поскольку многое в нем вызывает откровенное недоумение. РПСМ всегда выступал против тех поборов, которыми облагаются моряки при продлении дипломов. Ведь согласно «Положения» это невозможно сделать без прохождения курсов. А они в России стоят безумных денег, которые моряки вынуждены платить каждые пять лет.
– Ужасно дорого, – сказали нам капитан Сергей и 2-й помощник капитана Кирилл с т/х «Есения», который мы посетили на днях. – Здесь надо что-то менять, тем более что морякам из стран Европы, насколько нам известно, все обходится гораздо дешевле, а то и совсем бесплатно.
Правда, нам могут возразить, мол, некоторые судовладельцы оплачивают расходы за моряков. Это действительно так, но сама суть побора от этого не меняется. «Совкомфлот», например, тратит на это миллионы долларов каждый год. Хотя судовладелец мог бы найти гораздо лучшее применение денежным средствам. Например, повысить зарплату морякам, пустить их на развитие различных проектов, скажем, связанных с пенсионным обеспечением плавсостава, льготами и т.д.
Надо сказать, что мнение о том, что борьба против очевидных шероховатостей документа «Положения» закончилась, ошибочное. Она только начинается. Обращение «Дальневосточного морского пароходства», в котором указывается на многочисленные недостатки документа, направленное в адрес заместителя министра транспорта РФ Виктора Олерского, – очередное тому доказательство.
В нем, в частности, указывается, что порядок выдачи/продления диплома лицам, которые предполагают вернуться в море после периода времени, проведенного на берегу, «оказался вне правового поля регулирования «Положением». Согласно п. 92, при отсутствии соответствующего стажа плавания, моряк не имеет возможности продлить диплом. Попросту говоря, человек лишен права на труд по морской специальности при наличии диплома учебного заведения о профессиональном образовании, тогда как на уровне международно-правового регулирования данный вопрос решается путем успешного прохождения одобренной соответствующей подготовки.
Кроме того, вызывает вопросы запрет на выдачу льготных разрешений. На практике получается, что человека, у которого закончился во время рейса срок действия диплома, его придется менять. Капитан морского порта такого разрешения согласно «Положению» уже выдать не сможет. Это очень неудобно и совершенно бессмысленно, поскольку ситуации бывают самые разные: рейс продлился вследствие участия членов экипажа в спасательной операции, нахождения судна под арестом и т.д. Поэтому говорить о том, что раньше надо было думать судовладельцу или моряку, неуместно, тем более что в соответствие с Конвенцией ПДНВ предусмотрено «право Администрации в исключительной необходимости, если это не создает опасности для людей, имущества или окружающей среды, выдавать льготные разрешения, позволяющие определенному моряку работать на определенном уровне в течение определенного срока, не превышающего шести месяцев, в должности, на занятие которой он не имеет соответствующего диплома, при условии, что лицо, которому выдается льготное разрешение для занятия вакантной должности, должно иметь квалификацию, отвечающую требованиям Администрации в отношении обеспечения безопасности».
Пункт 21 «Положения» о наделении капитана морского порта необоснованно широкими полномочиями по составлению заключения о стаже плавания на основании полученных справок о плавании или справок о выполнении учебной программы, создает условия для злоупотреблений. Выходит, если такой капитан считает по каким-то своим соображениям предоставленную информацию недостоверной, то как моряку развеять его сомнения? Уж не деньгами ли!? Здесь должно быть все четко: не веришь – сигнализируй в правоохранительные органы, и точка!
Это лишь часть из тех замечаний по «Положению», которые были направлены Виктору Олерскому. Копия обращения дальневосточников ушла в Союз российских судовладельцев. СОРОСС, со своей стороны, уже перенаправил его в адрес своих членов, куда входит «Совкомфлот», «Атомфлот», Мурманское морское пароходство и другие с просьбой поддержать дальневосточников и дать свои замечания. На основе полученных ответов будет составлено обращение в Минэкономразвития России для проведения экспертизы документа в целях выявления в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Стоит отметить, что никто не требует ничего невозможного от чиновников Минтранса России: исправьте очевидные огрехи «Положения», и дело с концом. Лучше всего будет, если мы (профсоюзы, судовладельцы, круинговые агентства, моряки, представители Минтранса РФ) услышим друг друга. И желательно это сделать за столом переговоров, где на самом почетном месте будет сидеть МОРЯК, в интересах которого «Положение» должно быть доведено до ума, чего добивался и продолжит добиваться РПСМ.
|