|
|
|
10 декабря 2012 года в Москве начала работу Трехсторонняя конференция «Вступление в силу Конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве в Российской Федерации». В мероприятии, организованном Российским профсоюзом моряков и Конфедерацией труда России, участвуют представители морских профсоюзов, а также Международной организации труда (МОТ), Министерства транспорта, ФМС и ассоциаций судовладельцев. Участники конференции обсудили вопросы, которые возникают при реализации Конвенции, которая вступит в силу 20 августа 2013 года, в частности, из-за расхождений российского законодательства и норм Конвенции.
Как отметил в своем приветственном слове председатель РПСМ Юрий Сухоруков, чтобы Конвенция была ратифицирована, в России была проделана большая работа, в которой РПСМ принимал самое непосредственное участие. Но теперь предстоит новый этап – реализация этого международного акта, который из-за своей значимости называют Биллем о правах моряков.
Руководитель Сектора стандартов, фундаментальных принципов и прав в сфере труда МОТ Клеопатра Думбия-Генри подчеркнула, что времени до вступления в силу конвенции осталось мало. Уже в 2013 году эта конвенция будет распространяться на моряков, работающих под флагами тридцати государств из практически всех регионов мира на судах, составляющих 60% мирового флота.
– Все эти суда, если их валовая вместимость составляет 500 тонн, надо будет инспектировать и сертифицировать с точки зрения условий труда и быта, – отметила госпожа Думбия-Генри. – Для Конвенции МОТ это совершенно новый подход, цель которого обеспечить равный уровень внимания и обеспечения соблюдения условий труда моряков в той же мере, что и к охране и безопасности судна.
Госпожа Думбия-Генри отметила, что Россия – одна из ведущих морских держав, где находится такое важное классификационное общество, как Российский морской реестр судоходства, а все работники морской отрасли имеют высокую квалификацию. Она также напомнила, что с 2006 года, в период подготовки к ратификации Конвенции, она неоднократно встречалась с российскими социальными партнерами. Но теперь настало время идти вперед.
– Перед вами стоит задача адекватной подготовки к вступлению Конвенции в силу, своевременной инспекции российских судов на предмет их готовности к сертификации. Приходит время для завершения законодательного обеспечения Конвенции, проведения коллективных переговоров и принятия мер для эффективного применения конвенции.
Секретарь секции моряков Международной федерации транспортных рабочих Джон Уитлоу рассказал участникам конференции, что сейчас необходимо упорядочить законодательство. А также обучить портовых инспекторов работать в рамках конвенции. По словам Уитлоу, инспекторы – это технари, а конвенция требует, чтобы они могли разбираться и в трудовых договорах, и в соглашениях, которые действуют на судах.
Между тем Генеральный секретарь Международного комитета работодателей морской отрасли Джайлс Хейманн, напомнил профсоюзному лидеру, что есть множество вопросов, связанных с коллективными договорами, и пока еще невозможно прийти к единому знаменателю. К этому, по его словам, можно только стремиться.
– Конвенция МОТ – это пассажирский поезд, который уже тронулся, и от всех нас зависит, успеем ли мы на него взойти, – сказал Джайлс Хейман.
Руководитель СОРОСа М. Романовский в своей вступительной речи рассказал, что судовладельцы уже во всю готовятся к новому этапу в морской сфере. По его словам, 1 ноября в Санкт-Петербурге состоялась совместная конференция сотрудников регистра и судовладельцев. Он подчеркнул, что при подготовке судов возникают трудности, потому что требования едины ко всем, а возраст судов разный.
Президент КТР Борис Кравченко в своем вступительном слове отметил, что российская морская отрасль – единственная отрасль, где профсоюзы смогли добиться плодотворного социального партнерства.
– Всем остальным профсоюзам надо брать пример с РПСМ, – заявил Кравченко.
Между тем представители Минтранса выступать в начале конференции отказались, а чиновники из Минтруда на конференцию и вовсе не пришли. По словам зампредседателя РПСМ Игоря Ковальчука, игнорирование конференции чиновниками показывает их недопонимание глубины и важности проблем, связанных со вступлением в силу Конвенции 2006 года.
|