|
|
|
16 ноября вступило в силу Постановление Правительства № 996 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве». Документ утверждает перечень компетентных органов (ведомств), которые будут обеспечивать выполнение положений Конвенции, вступившей в силу в августе этого года. Уполномоченными органами становятся Минтранс, Росморечфлот, Минтруд, МИД, ФМС, Минздрав и Роспотребнадзор.
Так, согласно постановлению, Минтранс отвечает за соблюдение требований, которые предъявляет конвенция к подготовке и квалификации моряков, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, укомплектованию судов экипажами. Также на Минтранс возлагается контроль за выполнением требований Конвенции, предусмотренных правилами 4.2 «Ответственность судовладельцев», 5.1 «Обязанность государства флага», 5.2 «Обязанность государства порта».
Федеральное агентство морского и речного транспорта должно будет обеспечивать доступ моряков к береговым объектам социально-бытового назначения.
Министерство здравоохранения становится ответственным за медицинское обслуживание и освидетельствование моряков. А Роспотребнадзор – за соблюдение нормативов по условиям проживания на борту судов.
Министерство труда и социальной защиты становится компетентным органом в области регулирования трудовых отношений и социальных гарантий на борту судов. Также на Минтруд возлагается контроль за трудоустройством моряков на суда под российским флагом.
Контролировать трудоустройство россиян на заграничные суда будет Федеральная миграционная служба. Сотрудники этого же ведомства будут отвечать за репатриацию иностранных моряков с территории России.
За репатриацию российских моряков из-за рубежа будет отвечать Министерство иностранных дел. Координировать взаимодействие всех компетентных органов будет Минтранс.
Первый заместитель председателя Российского профессионального союза моряков (РПСМ) Игорь Ковальчук считает, что принятие постановления – это один из первых шагов по выполнению требований конвенции.
– Сейчас нужно в срочном порядке разработать процедуры рассмотрения жалоб на судне и берегу, чтобы было ясно, кто и как будет рассматривать заявления моряков на нарушения их прав. – рассказывает Ковальчук. – Хотя конвенция предусматривает, что большинство споров решается на судне, однако если конфликт не удается уладить, то моряк вправе подать жалобу в любом порту.
По словам Ковальчука, процедура рассмотрения жалоб нужна морякам, работающим на судах как под иностранным флагом, так и под российским.
– При этом необходимо, чтобы жалобы рассматривались очень быстро, пока судно стоит в порту, – поясняет Ковальчук. – Но именно со скоростью рассмотрения жалоб в нашей стране есть проблемы. Переписка с ведомствами может длиться годами, а решения по конвенции должны приниматься незамедлительно.
По словам Ковальчука, РПСМ считает необходимым и будет на этом настаивать, чтобы жалобы моряков передавались не только в компетентный орган. Важно, чтобы их копии поступали в профсоюз. Таким образом, будет обеспечен общественный контроль при их рассмотрении.
|