|
|
|
В Москве завершил работу Совет Российского профессионального союза моряков (РПСМ), в ходе которого акцент был сделан на главную составляющую профсоюза – моряков. Участники совета обсудили положение дел в регионах. Как выяснилось, не везде они обстоят хорошо.
– Я бы хотел обратить внимание, что в правительстве сложилась неправильная позиция по отношению к Архангельску. Такое чувство, что кто-то хочет поставить крест на поморской столице, – выразил обеспокоенность председатель совета Северной региональной организации РПСМ Александр Красноштан. – Сначала мореходное училище имени Воронина присоединили к академии Макарова и сделали его подчиненным, отчего положение училища заметно ухудшилось. Потом и саму «Макаровку» подчинили ЛИВТу. А ведь училище выпускало арктических капитанов. Теперь в Архангельске новая напасть – закрывают тренажерный центр, поскольку чиновники в Минтрансе считают нецелесообразным содержать его в Архангельске.
Между тем арктические капитаны – свои, российского происхождения, стране нужны уже сегодня в свете государственной программы освоения Арктики. Как заметил генеральный директор ОАО "Совкомфлот" Сергей Оттович Франк, посетивший по приглашению заседание совета РПСМ, «борьба за Арктику идет нешуточная». Россия делает все возможное, чтобы выиграть битву за Арктику. Крупнейшая компания «Совкомфлот» постоянно переводит суда под российский флаг, их число через пару лет значительно возрастет. И тогда, очень вероятно, остро встанет вопрос об опытных арктических капитанах, которых традиционно готовили в поморской столице.
Однако далекие от моря чиновники не ведают, что основу флота составляют грамотные капитаны и квалифицированные моряки, иначе, чем объяснить такое повсеместное наступление на морское образование: взять то же присоединение ГМА им. С. О. Макарова в Санкт-Петербурге к Институту водного транспорта.
– Создается впечатление, что чиновники хотят уничтожить все морское, все поморские корни, при этом правительство говорит: надо развивать Север. А проблем много, – заметил А. Красноштан.
Действительно, Архангельск исторически был первым и до начала XVIII века оставался единственным морским портом России. Условия жизни вынуждали поморов осваивать Белое, Баренцево, Карское моря. Из поколения в поколение они передавали практические знания моря, течений, ветров, ледовых условий, судостроения. И сегодня то, что нарабатывалось и приобреталось веками, создается впечатление, целенаправленно уничтожается.
Как практически уничтоженной оказалась морская медицина. Нельзя этого было делать, и Российский профсоюз моряков неоднократно говорил и предупреждал, что последствия могут быть необратимыми. И что мы имеем на сегодняшний день?
Освоение Арктики стало приоритетной государственной задачей, это хорошо, но ее решение требует и возрождения морской медицины, иначе под удар ставятся моряки, их здоровье, а возможно, и жизнь. Ведь что такое Северный морской путь? Это более 6 000 км вдоль семи полярных морей России. Если в Западном секторе есть крупные многопрофильные больницы, которые могут оказать квалифицированную помощь в полном объеме, есть штатная санитарная авиация, вертолеты, которые могут доставить на борт судна врача или эвакуировать заболевшего, то Восточный сектор Арктики – полная противоположность Западному. Да, там есть больницы, но их состояние, оборудование и состав врачей оставляют желать лучшего. При этом самый больной вопрос – как доставить туда заболевшего моряка. В условиях высоких широт это возможно сделать только через ледокол, что занимает 5-6 суток, а ведь промедление в оказании своевременной медицинской помощи в прямом смысле смерти подобно.
– Моряки – это основа всего торгового судоходства, – заметил председатель РПСМ Юрий Сухоруков. – И для нас, национального российского профсоюза, основу которого также составляют моряки, приоритетной задачей было, есть и всегда будет, чтобы моряки всегда возвращались из рейсов живыми и здоровыми. Неважно, куда они ходят – в Арктику или пиратоопасные районы, профсоюз будет делать все возможное, чтобы их труд был безопасным и надежно защищен качественным коллективным договором.
|