|
|
|
Специалистам Российского профсоюза моряков (РПСМ) удалось добиться выплаты компенсации по смерти моряка, который работал на судне без коллективного договора. За помощью в РПСМ обратилась вдова. Когда она описала ситуацию, не имея на руках фактически никаких документов, казалось, что за это дело не стоит браться. Однако специалисты РПСМ решили рискнуть.
Женщина рассказала, что ее муж погиб на судне под иностранным флагом, а телефонные звонки зарубежному работодателю результатов не приносят.
– Мой муж устроился на работу на судно «N» под иностранным флагом, – сообщила вдова. – Как он устраивался, толком не знаю. Ему несколько раз звонили из компании: на судно нужно было лететь в Сингапур. Об условиях работы он лишь сказал, что будет получать на $1000 больше, чем раньше, а рейс будет дольше – до восьми месяцев. А через месяц пришла печальная весть – муж умер. Звонили из Германии, сказали, что тело будет доставлено в Санкт- Петербург. В компании подчеркнули, что ничего, кроме зарплаты, я не получу. Обращалась в юрконторы, говорят, что шансов мало, а его зарплаты так и нет!
«Действительно, документов на руках практически никаких не было, – прокомментировала юрист Балтийской территориальной организации (БТО) РПСМ Людмила Падубоцкая. – Самое главное, отсутствовал трудовой договор, я уже не говорю о наличии коллективного договора. Моряк не был членом профсоюза, но РПСМ все же решил помочь вдове.
Представителям БТО удалось выяснить, что моряк умер после того, как он дал согласие на списание с судна, ввиду того, что работодатель был недоволен его работой. После сбора некоторой информации оказалось, что моряк нанялся для работы на судно без коллективного договора. Размер, а также условия выплаты компенсации в случае смерти моряка, не были четко прописаны в трудовом контракте. Кроме того, ситуация усугубилась еще и тем, что причиной для расторжения контракта стал алкоголь, и перед смертью моряк тоже находился в состоянии алкогольного опьянения. В подобных ситуациях, как правило, работодатели занимают очень жесткую позицию в отношении вопросов выплаты компенсаций и в основном отказывают в них.
Однако данный случай является доказательством того, что из самой сложной ситуации можно найти выход, если вовремя обратиться за помощью к людям, которые имеют опыт решения подобных вопросов. Проведенные РПСМ переговоры с работодателем дали положительный результат: вдова моряка и его несовершеннолетний ребенок получили компенсацию, которая первое время позволит им твердо стоять на земле.
Морякам же, собирающимся работать на судне под иностранным флагом, еще раз напоминаем, что отсутствие на судне коллективного договора может привести к неразрешимым проблемам, и случай, описанный выше, – исключение из правил.
Отсутствие на борту колдоговора – это размытые условия работы, которые, как правило, выгодны лишь работодателю, также это мизерные компенсации при наступлении несчастных случаев. Узнать о том, есть ли на борту конкретного судна такое соглашение, можно в РПСМ или Международной федерации транспортников (МФТ).
|