|
|
|
Активисты МПРА в Омске поговорили с рабочими нескольких предприятий. Повсюду вырисовывается схожая картина: заработки работников падают из-за кризиса, работодатели призывают затягивать пояса, а «официальные» профсоюзы помалкивают об индексации.
Завод Синтетического Каучука (ОАО “Омский каучук”)
Здесь действует «старый» профсоюз, некоторые предцехкомы которого проявляют хорошую активность. Ими было проведено несколько цеховых собраний, но на итоговом собрании профсоюза вопрос об индексации заработной платы так и не был поставлен. Хотя в коллективном договоре, принятом на предприятии, есть параграф о ежегодной индексации при сохранении объемов работ. Объемы работы за этот год даже увеличились, прибыль есть, а инфляция растет. Но официальный профсоюз молчит. Молчат пока и сами рабочие. А ведь от их объединения и давления в этих делах зависит всё. Реальная средняя заработная плата здесь – 20 000 рублей.
Танковый завод (ОАО “Омский завод транспортного машиностроения”)
Официальный профсоюз, довольно многочисленный, молчит о повышении заработной платы. Индексация была обещана руководителями, но ее размер - далеко не 10 % (уровень инфляции). Скорее всего, это будут мелкие подачки по 500-700 рублей. Рабочие этого завода говорят о снижении их потребительской способности, о росте цен. Им рассказывают сказки о санкциях, тяжелом положении на Украине, о хорошем будущем. Но прибыль этого завода в 2013 году составила 1,2 млрд. рублей, в 2014 - около 2 млрд. Предприятие зарабатывает, а что перепадает рабочим? Опять официальный профсоюз молчит, подавляя любые поползновения снизу. Рабочие отдельных цехов стали подумывать о создании нового профсоюза для борьбы за улучшение условий труда и увеличение заработной платы. Реальная средняя заработная плата здесь – 22-28 тысяч рублей.
Омский завод металлических конструкций
На этом заводе кроме низкой заработной платы есть еще огромное количество проблем, приводящих к тому, что некоторые рабочие просто уходят оттуда. Но зачастую идти просто некуда. Один из немногих плюсов - зарплата без задержек и дешевая столовая. Профсоюз здесь в принципе или отсутствует как организация (ни один из опрошенных нами рабочих не смог назвать такую организацию), или существует чисто формально. Вот что нам рассказали шедшие со смены токаря: “Трудоустройство для новых работников - полностью неофициальное: у вас берут документы, а взамен выдают электронный пропуск, и все! Зарплата падает на указанную банковскую карточку (никаких договоров на руках нету). Люди получают в среднем от 800 рублей в день (13-15 тысяч рублей в месяц). Работа жесткая - иногда по 12 часов не отходишь от станка”. Попытки организовать какое-то сопротивление и давление на работодателя здесь еще не предпринимались, но люди уже стихийно подходят к идее профсоюза.
Омский стекольный завод
В Омске не так давно был открыт Стекольный завод на левом берегу, около Солнечного поселка. Многих интересовали открывшиеся вакансии, заработная плата, условия труда. Мы поговорили с работающими там людьми возле проходной. Вот что они нам рассказали:
«Средняя заработная плата –17-25 тысяч рублей. Условия труда здесь различные. Те кто работает в офисе, понятно, - в тепле и комфорте. Зато на производстве условия не очень: жара, копоть, грязь, химические испарения».
«Есть подразделения, устроившись в которые вы будете не работать, а жить на заводе. У народа за месяц набегает по 60-90 сверхурочных часов, которые оплачивают от оклада за смешные копейки. Также вам придется работать в случае надобности ночью и в выходные».
«Планово-предупредительных ремонтов не делается вообще. То есть на бумаге, да делается, но в реальности - нет. Оборудование изношено сверх предела из-за неправильной эксплуатации».
«Технологи гонят брак - бутылка колется у заказчиков, так как не соблюдается температурный режим. Вентиляторы нельзя включать потому что вся цеховая копоть и пыль летит в бутылку. Печь доведена до состояния, когда трещины появляются уже постоянно. Начальник цеха некомпетентен и поэтому не понимает всей глубины падения вверенного ему цеха. Зам по производству понимает, что происходит, но почему-то не принимает никаких мер».
«Профсоюз? Не… не слышал, да и зачем нам еще одна организация по выматыванию денег?».
Что хочется сказать после этого? Условия труда везде более или менее плохие, заработная плата везде упала минимум на 10%. Бежать с одного предприятия на другое бесполезно. Что же делать?
То же, что делают в Питере на заводах «Форд» и «Ниссан», в Калуге на «Фольксвагене» и «Пежо», в Тольятти на «Автовазе», на авиазаводе в Иркутске, на омской фабрике «Инмарко» и на многих других предприятиях нашей Родины. Не сразу, но в результате борьбы люди добиваются повышения заработной платы, сокращения рабочего дня и улучшения условий труда. Так что, если хочешь жить с уверенностью в завтрашнем дне, организуйся, требуй, давай отпор.
|