|
|
|
Недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные опроса, в соответствии с которыми значительная часть россиян (68%) низко оценивает роль профсоюзов в защите прав трудящихся в нашей стране. Также во ВЦИОМ отмечают, что аналогичный опрос проводился в 1989 году, и тогда о низкой роли профсоюзов говорили 52% респондентов.
В комментарии для газеты «Известия» президент КТР Борис Кравченко усомнился в точности исследования ВЦИОМ. По его мнению, не совсем правильно сравнивать данные опроса 1989 года с нынешними, поскольку нельзя называть советские профсоюзы профсоюзами в прямом смысле этого слова — в то время в России не было представления о нормальном профсоюзном движении.
«Эти цифры показывают отношение россиян к профсоюзам как к некоей бюрократической структуре, которая должна оказывать те или иные услуги на рынке труда. При таком подходе очевидно, что роль подобных сервисных организаций упала. Если же мы понимаем под профсоюзами инструмент для защиты собственных социально-трудовых прав, созданный самими работниками, мы получим совершенно другую картину. Наверняка те 5%, которые верят в эффективность этих организаций, как раз имеют опыт взаимодействия с нормальными профсоюзами, построенными снизу на демократической основе. Их действительно в стране не так много», — отметил Борис Кравченко.
На его взгляд, эффективные профсоюзы сегодня — только те, которые не являются сервисной структурой и бюрократической прослойкой между администрацией и работниками, это сами работники, которые объединились в организацию. И только они вправе оценивать эффективность профсоюзов, в которых состоят.
«Россияне не привыкли к личной защите своих социально-трудовых прав, отсюда и такие неутешительные цифры. Меня они нисколько не удивляют и не разочаровывают. У профсоюзного движения в России есть объективные препятствия для развития, действительно возможности защиты прав членов профсоюзов сегодня снижаются. Но я уверен, если опросить членов созданных снизу демократических профсоюзов, картинка будет совсем другой», — добавил президент «Конфедерации труда России».
|