|
|
|
В Москве, 25 февраля, состоялось заседание рабочей группы по защите трудовых и социально-экономических прав работников и обеспечению безопасности работ на арктическом шельфе. В нем участвовали представители Российского профсоюза моряков (РПСМ), «Нефтегазстройпрофсоюза России», «Лукойла», «Газпрома» и «Газфлота».
На рассмотрении в повестке дня значились вопросы о реализации «дорожной карты» для Арктики, которую РПСМ и «Нефтегазстройпрофсоюз» разработали в конце октября 2014 года, определив и утвердив план мероприятий совместной деятельности, а именно аналитических материалов и графика второго этапа по основным направлениям работы группы.
Как рассказал главный технический инспектор труда РПСМ Евгений Хижняк, в целом на совещании рассматривались международные и национальные нормативные акты, регламентирующие вопросы охраны труда и здоровья работников, в сфере занятости и регулирования социально-трудовых отношений, о правовом статусе морских объектов нефтегазового комплекса и возможности распространения на них действующего законодательства РФ о торговом мореплавании и Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС).
Стороны четко обозначили круг существующих проблем, представили свой взгляд на них и договорились об их решении.
«Нефтегазстройпрофсоюз» акцентировал внимание на двойных проверках буровых платформ со стороны Российского морского регистра судоходства (РС) и Ростехнадзора РФ. Дело в том, что РС проводит инспекцию, поскольку платформы являются плавучими средствами, а второй контролирующий орган – федеральная служба – не признает проверку регистра, поэтому проводит собственную. В «Нефтегазстройпрофсоюзе» этот процесс обозначили, как волокиту, которая заставляет заниматься регулярными подготовками к проверкам и отписками.
В качестве примера, когда работа налажена, и главное – эффективно выполняется, главный технический инспектор труда «Нефтегазстройпрофсоюза» Александр Волков привел реализацию этого процесса в Норвегии. Он отметил, что там работа буровых платформ контролируется инстанцией, которой достаточно одной проверки и нет необходимости изматывать работников идентичными следующими, одна за другой инспекциями.
В идеале, как добавили в профсоюзе нефтяников, – пойти по тому же пути и, например, сделать Российский морской регистр судоходства единственным органом, проверяющим нефтяные платформы. Ведь контроль со стороны РС проходит согласно Правилам классификации, постройки и оборудования плавучих буровых установок и морских стационарных платформ. Эти Правила отвечают не только требованиям российского законодательства, но и соответствуют резолюции Международной морской организации (ИМО).
Кадровый потенциал – не менее актуальная проблема для России. Председатели РПСМ и «Нефтегазстройпрофсоюза» Юрий Сухоруков и Лев Миронов соответственно обозначили ее как одну их самых серьезных. И главным образом, тревогу вызывает качество подготовки рядового состава.
Как известно, эксперты по всему миру прогнозируют нехватку рядовых уже в самое ближайшее будущее: только торговому флоту понадобится несколько тысяч дополнительных, хорошо обученных специалистов к 2030 году, а для работы на шельфах – узкоспециализированные профессионалы.
Участники пришли к выводу, что эти и другие проблемы нужно решать сообща, однако одного желания профсоюзов недостаточно, также необходимо тесное взаимодействие c правительством, работодателями и всеми заинтересованными сторонами. В планах Российского профсоюза моряков и «Нефтегазстройпрофсоюза России» – создать площадку для обсуждения всех вопросов и поиска решений этих проблем.
Стороны уверены: проведение Межпрофсоюзного круглого стола с привлечением к участию в нем представителей министерства труда РФ, министерства транспорта РФ, классификационного обществ, морских учебных заведений и работодателей – верный шаг к эффективной работе в этом направлении.
|