|
|
|
Игнорирование компанией ОАО «Совфрахт» предложения Российского профсоюза моряков (РПСМ) о проведении консультаций по добровольному устранению отмеченных в ходе проверки судна «СТ ВИНД» правонарушений и возможному установлению отношений социального партнерства привело к письменному обращению профсоюза в Генпрокуратуру РФ и ряд других государственных инстанций с требованием провести проверку в отношении законности деятельности компании.
Российский профсоюз моряков (РПСМ) обратился в Генеральную прокуратуру РФ с требованием провести проверку соблюдения соответствующего законодательства Российской Федерации при эксплуатации российских морских судов «СТ ВИНД» («ST WIND», IMO 8900983), «СТ КОНФИДЕНС» («ST CONFIDENCE», IMO 8912869) и «ПОРТ МЭЙ» («PORT MAY», IMO 8912807) и обеспечения в отношении них российской юрисдикции. Согласно данным электронной «Информационно-справочной системы по регистрации судов», которую ведет Росморречфлот, владельцем всех перечисленных судов является ОАО «Совфрахт».
Поводом для этого послужил отказ компании от устранения нарушений в части прав и интересов моряков на судне «СТ ВИНД», так как на запрос РПСМ от 29 сентября 2015 года судовладелец до сих пор не отреагировал.
Теплоход «СТ ВИНД» попал в поле зрения РПСМ в ходе международной кампании против удобных флагов. Тогда в начале сентября в порту Находка команда инспекторов поднялась на борт судна с проверкой условий труда и быта моряков и наличия коллективного договора и Сертификата о соответствии Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС).
Профсоюзу открылась следующая картина: у моряков на руках имелись индивидуальные контракты, но они были подписаны с компанией «RENE SHIPPING Co. LTD». Анализ договора показал, что ни по форме, ни по содержанию документ не отвечал требованиям действующего законодательства о труде РФ, а также установленной Минтрудом России специальной примерной форме трудового договора, который должен заключаться между судовладельцем и моряком для работы в составе экипажа морского судна под флагом России. Более того – контракт содержал нормы либо прямо противоречащие действующему законодательству Российской Федерации, либо неизвестные ему.
Так, согласно п.14.1, на члена экипажа судна возлагалась обязанность самостоятельно уплачивать все налоги и сборы, предусмотренные действующим законодательством РФ, или положением Раздела 9, регламентирующем основания для начисления и порядок выплаты компенсации за утрату трудоспособности.
При более детальной проверке выяснилось, что экипаж не получает зарплату в течение двух месяцев. Сумма долга оставила более $42 тысяч. Вот еще один интересный факт: в индивидуальных контрактах моряков было указано, что они платят 2% профсоюзных взносов, но никто из них не знал, в какой профсоюз именно. При этом коллективного договора с профсоюзом на борту не оказалось.
В итоге интересы моряков в Находкинском суде защищала Дальневосточная региональная организация РПСМ. Добившись ареста судна в порту Находка, через две недели после проверки судна «СТ ВИНД» судовладелец все-таки полностью погасил задолженность перед российским экипажем в сумме $42 тысячи. Несмотря на то, что моряки снова продолжили работу на судне и ушли в рейс, перед РПСМ встала задача не допустить повторения аналогичной ситуации в будущем.
В связи с этим 29 сентября 2015 года в адрес руководства ОАО «Совфрахт» было направлено предложение по урегулированию правонарушений и возможному установлению отношений социального партнерства. Однако компания оставила шаг РПСМ без внимания.
Добавим, что копия официального письма также направлена в Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) и Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) с просьбой провести соответствующие проверки в порядке компетенции, установленной действующим законодательством РФ и в рамках полномочий, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 996 (в ред. от 24.06.2015) «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве», в Российский морской регистр судоходства (РС) – провести промежуточную проверку соблюдения ОАО «Совфрахт» требований конвенции в отношении вышеназванных морских судов, в Роструд – поручить Федеральной инспекции труда провести проверку соблюдения ОАО «Совфрахт», как судовладельца и работодателя членов экипажей, действующего законодательства о труде РФ. Копия письма также направлена в адрес Министерства транспорта РФ для сведения.
|