|
|
|
Аттестация для учителя, а не учитель для аттестации. Министр образования и науки Республики Удмуртия Алексей Мирошниченко поддержал большинство предложений члена Совета МПРО «Учитель» Анны Инютиной.
24 декабря в Министерстве образования и науки Республики Удмуртия состоялось второе заседание рабочей группы по созданию оптимальных условий работы для педагогических работников.
Анна Инютина представила предложения по совершенствованию системы аттестации педагогов: отказ от обязательного портфолио и аттестации педагогов-стажистов, возврат вариативности форм аттестации, необязательность публикаций. (Полный список предложений см.ниже.)
Министр образования и науки Республики Удмуртия Алексей Мирошниченко поддержал большинство предложений Инютиной, отметив, что некоторые положения об аттестации определяются федеральным законодательством и требуют изменений на федеральном уровне. Общей идеей совещания стал лозунг «Аттестация для учителя, а не учитель для аттестации».
Анна Инютина обратила внимание собравшихся, что подготовка к аттестации по действующим правилам требует у педагогов много времени и сил, которые они вынуждены тратить в ущерб основной работе. Перегруженным учителям просто негде взять дополнительное время для выполнения массы формальных процедур. В качестве примера упрощенной формы была приведена Москва, где для аттестации не требуется огромного количества бумаг.
Работа над совершенствованием системы в Удмуртии будет продолжена, а итоговый документ планируется направить в Минобрнауки РФ.
Предложения по совершенствованию системы аттестации педагогов:
1. Дать полномочия профессиональным методическим объединениям наравне с работодателем ходатайствовать о присвоении работнику той или иной квалификационной категории.
2. Упростить требования к портфолио до минимума. Главным показателем этой формы должно быть не количество, а качество (с учетом требований ФГОС: обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка, а не рассматривать ученика как способ достижения нужных показателей).
3. Не считать обязательными свидетельства о публикации: равнозначным показателем могут быть приложенные статьи, методические разработки и т.д. (при соответствующем качестве).
4. Вернуть вариативность форм теоретической части аттестации, например: описание собственной системы работы, методическая разработка, разработка элективного курса (с последующей их защитой).
5. Критерии сформированности педагогических компетентностей (экспертный лист) приблизить к реальным возможностям аттестационной комиссии с учетом доверия к организации, ходатайствующей о присвоении квалификационной категории.
6. Учителя-стажисты, неоднократно подтверждавшие свой профессионализм, должны освобождаться от аттестационной процедуры. Достаточным может быть документальное подтверждение о курсах повышения квалификации или (вариативно, по выбору) другая форма, отражающая понимание современных тенденций в развитии образования.
7. Упрощенная процедура аттестации на основании полученных наград и других знаков отличия должна распространяться на всех педагогических работников, независимо от профсоюзного членства.
|