|
|
|
На фоне постоянных заявлений работодателей о возможных сокращениях, периодических простоев и полного отказа от индексации зарплат омские предприятия всё-таки зарабатывают. За первый квартал 2016 года ПАО "Омский Каучук" получил чистую прибыль 3 млн. рублей. Мало? Но в 2015-м предприятие за этот же квартал имело чистый убыток в 21 млн.
По данным издания «Коммерсант», это связано с 11-процентным ростом производства метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ), добавляемого в бензин в качестве высокооктановой присадки. «Омский каучук» является крупнейшим в России производителем этого вещества. Значительная часть данного вида продукции идет за рубеж (внутреннее потребление МТБЭ снизилось на 13%, зато экспорт вырос более чем в 7,5 раз!). 8 мая смена "Б" цеха по производству МТБЭ получила юбилейную, трёхмиллионную тонну этой добавки. Наращивает предприятие и производство бензина для промышленных целей: в 1 квартале 2016 года завод произвел его на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого.
Казалось бы, востребованность продукции и рост прибыли компании не может не радовать ее сотрудников. Выход «Омского каучука» из кризиса должен внушить рабочим надежду на повышение (или хотя бы индексацию) их заработной платы. К сожалению, активистам МПРА не удалось пообщаться с работниками цехов, где производится МТБЭ. Но заявления рабочих других цехов совсем не оптимистичны.
«Нет, индексации нам не видать. Нам бы эту (зарплату) не снизили». «Сейчас у нас вон смены начнут менять. Переводят опять на текучие смены, когда выходного постоянного нет, а отдых только и заключается в том, что выспался - и на работу. Ни с семьей побыть, ни на дачу съездить». «Хорошо хоть пока без задержек платят. И то неплохо. О повышении даже и не думаем».
У пенсионеров другие заботы: «Я вот думаю свалить, как пенсию у работающих пенсионеров отнимут. Этот вопрос никто не подымает, а мне он как кость в горле. Зачем я тогда буду жилы рвать?».
Проходящий начинает возмущаться: «Уйдут они (пенсионеры) - кто работать будет? Молодые? А кто их учить будет? У нас пенсионеры хоть и ленивые, но зато знают многое из того, что сам и не сразу поймешь. Поди - разберись, где какой провод, где какая задвижка, где каскады, если оно по документам одно, а на деле другое. Да и в случае ЧП они всегда спокойствие коллективу дают. А теперь забрали у них пенсии - им уходить придется».
Женщина стала жаловаться на другое: «Да какое там повышение зарплаты! У нас премии теперь раздают лишь по праздникам. А это тоже немаленькая часть». Пожилой мужчина долго жаловался на то, что после профосмотра рабочих отправляют вон с предприятия, а об оформлении профзаболевания никто даже не думает. По его словам, один знакомый, как ушёл, так до сих пор за свой счёт с лёгкими и мучается.
Такие разговоры ведутся людьми в автобусах, в столовой и на перерыве. Заводскому профсоюзу люди не верят, а на благожелательность начальства надежд уже нет. Правда, и на предложение коллективно отстаивать свои интересы, создать на заводе профсоюз, действующий в интересах рабочих, пока реагируют скептически. Все ждут, что придёт некий лидер, который их объединит и за них слово скажет.
Пока рабочие ждут, прибыль собственников растет, а зарплата падает. И в этом нет ничего удивительного. Ведь уровень оплаты зависит от общей ситуации на рынке труда, а также от требовательности работников и степени их организованности. Если же доминирующим настроением в коллективе является: «Хорошо, что хоть платят», тогда стоит ли удивляться, что платят плохо?
|