12 июля в Ижевске прошла первая из заявленных уличных акций протеста медработников Удмуртии. Врачи, медсестры и пациенты не согласны с закрытием межрайонного противотуберкулезного диспансера для тяжелых больных. В результате, больные заразной формой туберкулеза будут вынуждены отправляться на лечение общественным транспортом в другой город - за 70 км.
Это вытекает из ответа Министра здравоохранения УР на коллективное обращение сотрудников противотуберкулезного диспансера Сарапула.
Закрытие круглосуточного стационара Сарапульского межрайонного противотуберкулезного диспансера (СМПТД) даже не предполагалось планом оптимизации республиканского здравоохранения. Оно стало результатом халатности должностных лиц, допустивших доведение помещений стационара до такого состояния, что Роспотребнадзор после двух лет безрезультативных предписаний «закрыл» стационар за нарушение санитарно-эпидемиологических требований. Но поскольку чиновники приняли решение о закрытии не только 2-го и 3-го этажа, где располагается стационар, но и всего здания, в профсоюзе «Действие» не исключают и коррупционные мотивы. Здание и земельный участок находится в привлекательном, зеленом районе города, и часть территории СМПТД была отрезана еще лет пять назад. На «отрезанной» территории сейчас высятся элитные частные особнячки.
Одним из результатов закрытия стационара стало массовое увольнение работников - уведомления о сокращении в июне получили 33 сотрудника и лишь единицам из них предложены вакантные медицинские должности. Финансировать переобучение сотрудников чиновники не собираются. Ранее сотрудники стационара были отправлены в простой.
В своем коллективном обращении, направленном органы власти еще до получения уведомлений о сокращении штатов, медики объясняли, чем чревата ликвидация круглосуточного стационара для населения Сарапула и прилегающих районов. В обращении отмечалось, что большая часть пациентов относятся к «неблагополучным» слоям населения, в отношении которых контролируемое лечение вне стационара весьма проблематично, так как требует ежедневного прихода пациента в диспансер, а выдача лекарственных препаратов на руки не гарантирует их приема пациентом.
«Пациент должен иметь жилье в черте города, пациент должен быть дисциплинированным и иметь приверженность к лечению, т. е. быть социально адаптированным, пациент должен иметь финансовые возможности для проезда из отдаленных районов. Уверенности в соблюдении санитарных мер, препятствующих распространению туберкулезной инфекции «заразными» больными, также нет. Наконец, пациент должен иметь финансовые возможности для получения достаточного питания, как необходимой составляющей лечения туберкулеза. Приема препаратов для лечения лекарственно-устойчивого туберкулеза на амбулаторном этапе недостаточно», - говорится в обращении.
По мнению медиков, отсутствие стационарной помощи приведет «к неполноценному лечению, формированию хронических форм, форм с лекарственно-устойчивым туберкулезом, росту смертности от туберкулеза, инфекционному распространению туберкулеза на новые слои населения».
Какова была реакция властей на это обращение? Все обращения были переправлены в республиканский Минздрав, из которого поступил благодушный ответ. В письме министра Алексея Чуршина сообщалось, что планируется открыть 15 коек дневного стационара, что стационарная помощь туберкулезным пациентам из Сарапула с тяжелыми формами заболеваний «всегда оказывалась и будет оказываться» в Республиканской клинической туберкулезной больнице, расположенной в Ижевске. А для ремонта здания сарапульского стационара необходимо 90 млн руб., которых нет.
Однако, как быстро выяснили активисты профсоюза «Действие», даже если 15 коек дневного стационара откроют на других площадях, произойдет это тоже не раньше, чем через год. Что касается утверждения о ведущей роли ижевской туберкулезной больницы в стационарном лечении сарапульских пациентов, то тут в письмо министра проникла очевидная дезинформация. Анализ историй болезни, проведенный врачами фтизиатрами сарапульского стационара, показывает, что в 2015 году в стационарном отделении из 200 пролеченных больных 66 человек (33 %) составляли пациенты, страдающие туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью; 42 (21%) пациента имели хронические формы туберкулеза и 18 человек (9 %) страдали туберкулезом в сочетании с ВИЧ инфекцией. «Пациенты Сарапула и Сарапульского района с этими формами туберкулеза всегда лечились в условиях Сарапульского диспансера, и лишь единицы в условиях туберкулезной больницы Ижевска, когда требовалась хирургическая помощь», - говорит врач-фтизиатр Ольга Щипицина.
Не радует медиков и статистика. Так, например, выросла доля запущенных форм туберкулеза среди вновь выявленных случаев туберкулеза органов дыхания (в Сарапуле с 1,7 до 5,9, по Удмуртии с 4,8 до 5,3). Доля же своевременного выявления (без распада легочной ткани и бактериовыделения) уменьшилась в Сарапуле с 50,8 до 29,4 (в Удмуртии с 34,2 до 31,1). Некоторое снижение общего показателя заболеваемости туберкулезом в Сарапуле медики связывают с тем, что с ноября 2015 года в городе работал всего один флюорограф, а значит, скорее всего часть случаев туберкулеза легких за этот период просто не была выявлена. В прилегающих к Сарапулу районах заболеваемость далеко превышает республиканские цифры: например, приближается к эпидемическому порогу в Сарапульском районе, намного превышает эпидемический порог (100 случаев на 100 тысяч населения) в Камбарском районе.
Как известно, экономические кризисы всегда влекут за собой рост заболеваемости туберкулезом. Туберкулёз - социально зависимое заболевание. В 1991 году в России ситуация по туберкулёзу была уже вполне благополучной, но в последующие годы зафиксирован резкий (в 3 раза!) всплеск. Причиной тому послужили, в том числе, низкие зарплаты, плохое питание, отсутствие профилактики.
|